Три вида наслаждений

Различные виды духовных философий выделяют три основных понятия: понятие Бога, души и материальной энергии. При этом восприятие Бога на разных уровнях духовного развития может меняться: на первом уровне это ощущение божественности При­роды, осознание гармонии и единства всего сущего как различ­ных проявлений непостижимой энергии. Второй уровень — уро­вень Сверхдуши, Всепроникающего Вселенского Разума, стоящего за мирозданием и направляющего нас изнутри как голос совести, интуиция, через вспышки озарения и т.д. Третий уровень — это восприятие Бога как личности, который частью своего разума управляет всем сущим и чья божественная энергия в соответствии с Его волей проявляет себя самыми разнообразными и непости­жимыми способами. На первом уровне находятся люди, стремя­щиеся жить в гармонии с мирозданием; они могут называть себя атеистами, но, поскольку они осознанно подчиняются установлен­ному Богом космическому порядку, в каком-то отношении они даже ближе к Богу, чем те, кто провозглашают себя верующими, и в то же время пренебрегают правилами и порядком, установ­ленными свыше. Поэтому все основные молитвы в Бхакти-йоге (йоге любви) начинаются со слов «Нама ом Вишну падайя Криш­на престхайя бху тале...» — «чтобы стать дорогим Богу (Кришна престхайя), нужно сначала научиться жить в гармонии и любви со всем Его творением на этой Земле (Вишну падайя… бху тале)». За­коны Бога — это то, что мы называем общечеловеческими ценно­стями, и которые едины для всех людей во все времена и на всех континентах, к каким бы слоям общества, религиям или расам мы ни принадлежали: это милосердие, правдивость, сострадание и чистота.

В соответствии с тремя основными философскими концеп­циями (Бог, Материя и Душа), восточная психология выделяет три вида наслаждений, доступных для человека в этом мире:

1) сосредоточенность на материи побуждает человека искать удовольствие в обладании объектами этого материального мира (дом, машина, счет в банке, тело другого человека и т.д.);

2) развитие взаимоотношений с другими людьми и живыми существами дает наслаждение дружбой, преданностью, любовью, родительскими или покровительственными отношениями и т.д.;

3) сосредоточенность на Боге приводит к счастью взаимоот­ношения со Всевышним.

При этом ощущение счастья зависит не от того, сколько ма­териальных удовольствий мы получаем по воле Судьбы, а от того, в какое русло мы устремляем силу своего сознания. Современ­ная пропаганда направляет наше сознание на приобретение ве­щей, но во всех древних культурах мира такая сосредоточенность осуждалась. Необходимо отметить, что, чем выше «точка сборки» нашего сознания, тем выше качество нашей жизни и тем доступ­нее становятся другие виды наслаждений.

Давайте для примера рассмотрим отношения сына с роди­телями или жены с мужем. Кто-то может играть роль послушного сына только лишь для того, чтобы родители передали ему все свое наследство, чтобы папа давал ему ключи от машины, а мама — больше денег на карманные расходы. Так же и жена может слу­жить своему мужу лишь для того, чтобы получать от него дорогие подарки или чтобы он удовлетворил какие-то другие ее желания и т.д. С другой стороны, кто-то может искренне служить своим ро­дителям или своему мужу просто для того, чтобы доставить им удовольствие и принести им искреннюю радость — из чувства любви, признательности, уважения или же просто для развития хороших взаимоотношений в семье. Все мы живые, и хорошо чув­ствуем, из каких побуждений кто-то заботится о нас или оказыва­ет нам ту или иную услугу.

Искренняя и бескорыстная забота рождает в сердце ответ­ные чувства, перерастающие в теплую привязанность и любовь. Как вы думаете, оставят ли родители не просто послушному, а ис­кренне любящему их сыну наследство, будут ли они ему давать ключи от машины и необходимые деньги на карманные расходы? Разумеется! Но к ним прибавятся также любовь и теплые отноше­ния родителей к своему сыну. Так же и муж будет счастлив выпол­нить любую просьбу верной и любящей его жены. Таким образом, если мы больше всего ценим именно отношения, то получаем и отношения, и материальные удовольствия (в первую очередь, по­тому, что мы их уже меньше ценим, чем развитие глубоких и ис­кренних отношений) — что называется, «два в одном».

По-настоящему духовные люди рассматривают все свои от­ношения с другими людьми и с окружающим миром в целом как часть своих отношений с Богом, воспринимая каждого как частич­ку Бога и стараясь доставить Ему удовольствие каждым своим словом, действием или поступком. Все богооткровенные писания призывают нас заботиться о своих родителях, мужьях, женах и детях так же, как и обо всех живых существах в этом мире.

Поэтому стремящийся к духовному развитию человек и со­средоточенный в мыслях на Боге всегда естественным образом с любовью заботится обо всех своих близких, вызывая ответную любовь в их сердцах и желание послужить ему всем, чем только возможно. Получается «три в одном»: более высокие устремления автоматически включают все другие виды наслаждений, так же, как большая матрешка вмещает в себя более меньшие. Служить Богу не означает отказываться от материальных богатств, совсем нет! Деньги вовсе не являются злом, как их часто представляют. Наоборот, в восточной традиции материальное процветание ас­социируется с богиней процветания Лакшми, супруги Всевышне­го. Предназначение жены — служить мужу, поэтому Бог и Лакшми счастливы, когда мы используем свое материальное процветание в служении Богу и людям. Истории известно множество богатых и высокодуховных людей. С другой стороны, отсутствие денег со­всем не является показателем высокой духовности человека.

Восточная психология учит, что успех во всех сферах дея­тельности является следствием хороших и правильно выстроен­ных взаимоотношений, а духовное развитие и стремление уста­новить взаимоотношения с Богом является высшим фактором, влияющим на развитие отношений и на все сферы нашей жиз­недеятельности в целом. Сегодня многие прогрессивные психо­логи обращают внимание человека на то, что необходимо жить осознанно, быть «Здесь и Сейчас», не сожалея о прошлом и не думая о том, что жизнь наладится к лучшему только когда-нибудь в будущем. И по-настоящему быть «здесь и сейчас» можно лишь сосредоточившись на самом высшем, духовном уровне, то есть, на наших отношениях с Богом, по воле которого мы зачем-то оказа­лись именно в это время и в этом месте, с определенным набо­ром способностей и с определенными окружающими нас людьми. Мы должны делать лучшее, на что мы способны именно ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, не откладывая на потом и не сожалея о прошлом. Думая так, мы будем жить полноценной насыщенной жизнью и сможем добиться наибольшего успеха на всех уровнях жизни. Смысл жиз­ни — в наслаждении (целью любой нашей деятельности является стремление к наслаждениям); смысл и предназначение ЧЕЛОВЕ­ЧЕСКОЙ жизни — развить вкус к высшим наслаждениям (или хотя бы к наслаждениям более высокого порядка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: