Раздел 5. ТЕСТЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС»
1.Назовите рабочий орган Совета Министров Республики Беларусь:
А) коллегия
Б) Президиум
В) сессия
2. Назовите характерные черты дисциплинарной ответственности госслужащих:
а) ведомственную подчиненность одного субъекта другому
б) совершение дисциплинарного проступка
г) властные полномочия у одного из субъектов правоотношения.
Д) все элементы.
3. Что можно отнести к источникам административного права?
А) Конституцию Республики Беларусь
Б) Законы
В) Декреты и Указы Президента Республики Беларусь
Г) Постановления Совета Министров
Д) Приказы и инструкции министерств и госкомитетов
Е) Решения сессий местных Советов
И) Все перечисленные выше акты
4. Административное право сформировалось в результате:
а) отпочкования от государственного права в XIX в.;
б) перехода от полицейского права к административному праву
на рубеже XIX и XX вв.;
|
|
в) разделения государственного права на административное,
конституционное и гражданское право в начале XX в.
5. Отличительной чертой административно-правового метода регулирования от гражданско-правового является:
а) юридическое неравенство субъектов;
б) договорной характер отношений субъектов;
в) судебный характер защиты нарушенных прав субъектов.
6. Отношения, складывающиеся при межотраслевом управлении,
относятся:
а) к горизонтальным и вертикальным в равной степени;
б) чаще к вертикальным, чем горизонтальным;
в) к горизонтальным;
г) к вертикальным.
7. Правовым актом управления является:
а) Кодекс об административных правонарушениях;
б) решение суда по гражданскому делу;
в) приказ о зачислении на работу гражданина;
г) договор об аренде помещения.
8. Основным признаком акта органа исполнительной власти является:
а) официальный характер и двухстороннее волеизъявление;
б) наличие норм административного права, распространяющихся на широкий круг лиц;
в) индивидуальный, правонаделительный характер;
г) издание его субъектами исполнительной власти
д) подзаконность.
9. Взаимодействие судебной и исполнительной властей заключается в следующем:
а) суды подчиняются исполнительной власти;
б) суды финансируются из местного бюджета;
в) органы исполнительной власти (местного управления) проверяют работу судов, заслушивают отчеты судей;
г) исполнительная власть обеспечивает условия для нормального функции-онирования судебной системы (материально-техническое обеспечение).
10. К качеству управленческих решений предъявляются следующие требования:
|
|
а) акт управления должен быть единоначальным;
б) акт управления должен быть полезным с точки зрения публичных интересов;
в) управленческое решение должно отражать волеизъявление руководителя;
г) все перечисленное.
11. Какой из признаков состава административного правонарушения играет роль обязательного при квалификации проступка «нарушение правил сезонной охоты»:
а) средства совершения проступка;
б) способ совершения проступка;
в) время совершения проступка;
г) мотив совершения проступка.
12. Что включает в себя понятие «административно-правовой статус гражданина»?
А) правосубъектность
Б) комплекс прав и обязанностей
В) национальность
Г) гражданство
Д) пол
Е) гарантии прав и обязанностей
13. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РБ, могут:
а) принимать участие в выборах президента страны
б) поступать на госслужбу
в) получить статус индивидуального предпринимателя
14.Исключите из понятия, вытекающего из закона «Об обращениях граждан» ненужные, на Ваш взгляд, понятия понятия:
а) сведения
б) заявления
в) жалобы
г) просьбы
д) предложения.
15. К каким видам субъектов административного права следует отнести беженцев:
а) коллективным
б) индивидуальным
16. Правительство Республики Беларусь имеет право издавать:
а) указы и постановления;
б) постановления и распоряжения;
в) указы и распоряжения;
г) постановления, распоряжения и указы.
17. Распорядительные полномочия органов государственного управления реализуются путем:
а) издания актов управления;
б) обработки и передачи информационных материалов;
в) осуществления предписаний органов законодательной власти;
г) все перечисленное.
18. Установленная нормами административного права возможность реализации индивидом прав и осуществления обязанностей в сфере государственного управления - это:
а) административная дееспособность;
б) административная деликтоспособность;
в) административная правосубъектность;
г) административная правоспособность.
19. Совокупность административно-правовых средств и методов регулирования, закрепляющих определенный круг прав и обязанностей субъектов, запретов и дозволений для них, - это:
а) административный процесс;
б) административное правоотношение;
в) административно-правовой режим;
г) административно-правовая норма.
20. Возмещение гражданину ущерба, причиненного незаконными
действиями органов исполнительной власти и их должностными лицами, возлагается на:
а) должностных лиц, виновных в причинении вреда, или администрацию предприятия, организации или государственного органа;
б) государство из средств государственного бюджета;
в) все перечисленное.
21. Важнейшей чертой государственного управления, выражающей
природу взаимоотношений между органами законодательной и
исполнительной власти, является:
а) исполнительно-распорядительный характер;
б) исполнительный характер;
в) распределительный характер;
г) характер согласования.
22. Установленная нормами административного права способность нести административную ответственность за совершенные правонарушения в сфере государственного управления - это:
а) административная дееспособность;
б) административная деликтоспособность;
в) административная правосубъектность;
г) административная правоспособность.
23. Административная деликтоспособность наступает с:
а) 16 лет;
6) 21 года;
в) 16 лет, а в отдельных предусмотренных законом случаях с 14 лет;
г) 18 лет.
24. Государственным служащим является:
а) начальник управления министерства;
б) директор коммерческого банка;
в) председатель инвестиционного фонда;
г) работница фабрики.
25. Для какого принципа государственной службы характерны следующие проявления:
|
|
· соответствие деятельности интересам общества, государства;
· общедоступность государственной службы;
· сменяемость государственных служащих; их подотчетность и ответственность:
· демократизм государственной службы;
· профессионализм государственной службы;
· социально-правовая защищенность служащих;
· все перечисленное.
27. Процессуальный порядок рассмотрения дел в судах общей юрисдикции по жалобам граждан на акты органов исполнительной власти регла-ментируется:
а) Гражданско-процессуальным кодексом;
б) Гражданско-процессуальным и уголовным кодексами;
в) Кодексом об административных правонарушениях;
г) Арбитражным процессуальным кодексом.
д) Процессуальным исполнительным Кодексом об Административных правонарушениях
28. Лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу, является:
а) потерпевшим;
б) свидетелем;
в) экспертом;
г) законным представителем.
29. Способ совершения административного проступка отражает:
а) его объективная сторона;
б) субъективная сторона;
в) субъект;
г) объект.
30. Превентивное задержание преследует цели:
а) предотвращения возможных новых противоправных деяний,
как проступков, так и уголовных преступлений;
б) выяснения личности нарушителя;
в) предотвращения наступления вредных последствий и уклонения виновного от ответственности;
г) все перечисленное.
31. Гражданин вправе обратиться с жалобой на нарушение своих прав и законных интересов неправомерными действиями (решениями) органов исполнительной власти:
а) в суд или прокуратуру;
б) к вышестоящему органу исполнительной власти или в суд;
в) только в суд.
32. Может ли осуществляться производство по делу об административном правонарушении в случае, если проступок совершен лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны:
а) нет;
б) по усмотрению органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
в) да;
г) в отдельных случаях, установленных законом.
|
|
33. Психологическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям - это:
а) объективная сторона;
б)субъективная сторона;
в) субъект;
г) объект.
34. Обстоятельством, смягчающим ответственность при наложении административного взыскания, является:
а) совершение правонарушения группой лиц;
б) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия;
в) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения;
г) совершение правонарушения в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения.
35. Обстоятельством, отягчающим ответственность при наложении административного взыскания, является:
а) совершение правонарушения группой лиц;
б) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия;
в) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения;
г) совершение правонарушения в состоянии алкогольного или наркоти-ческого опьянения.
36. Исправительные работы с удержанием 20% заработка налагаются на срок:
а) от 10 дней до 1 месяца;
б) от 10 дней до 15 дней;
в) от 1 месяца до 1 года;
г) от 15 дней до 2 месяцев.
37. Постановление о наложении административного взыскания на физическое лицо может быть обжаловано в течение:
а) 2 месяцев;
б) 3 месяцев;
в) 1 месяца;
г) 10 дней.
38. Наиболее строгим наказанием за административный проступок являются:
а) исправительные работы;
б) административный арест;
в) административный арест и исправительные работы равносильны в системе административных взысканий.
39. Какие виды административных взысканий могут применяться как дополнительные:
а) исправительные работы;
б) возмездное изъятие и конфискация предметов;
в) предупреждение и конфискация предметов;
г) предупреждение и штраф
40. Одним из видов административных договоров является:
а) договор найма жилого помещения;
б) трудовой договор;
в) договор купли-продажи;
г) контракт о прохождении службы.
41. Элементом состава административного проступка, представляющим собой охраняемые административным законодательством общественные отношения, которым причинен вред административным правона-рушением, является:
а) объективная сторона;
б) субъективная сторона;
в) субъект;
г) объект.
42. Деяние можно классифицировать как проступок или как преступление в зависимости от:
а) характера вины и личности нарушителя;
б) степени общественной опасности, размера причиненного вреда, повторности деяния;
в) средств, используемых при совершении проступка;
г) все перечисленное.
43. Срок, в течение которого на правонарушителя может быть наложено административное взыскание, составляет:
а) 6 месяцев;
б) 3 месяца;
в) 1 месяц;
г) 2 месяца.
44. Мерами административного взыскания являются:
а) предупреждение, лишение права на охоту, административный арест;
б) административный арест, лишение свободы, штраф;
в) замечание, строгий выговор, конфискация имущества, изъятие вещей и документов;
г) все перечисленное.
45. О какой из мер административно-процессуального принуждения идет речь в следующем определении: «Принудительное кратковременное (не более 3-х часов) ограничение свободы действий и передвижения правонарушителя, который содержится в специальном помещении, для составления протокола о совершении проступка»:
а) административное задержание;
б) административный арест;
в) привод;
г) доставление.
46. Установление карантина, комендантского часа, запрещения движения автотранспорта - подберите для этих мер общее родовое понятие:
а) меры административного предупреждения;
б) меры административного принуждения;
в) меры специального пресечения.
47. Что такое административный надзор?
а) разновидность государственного надзора, включающего в себя конституционный и прокурорский надзор;
б) надзор республиканских органов исполнительной власти;
в) особая мера принуждения, которая применяется к лицам, освобожденным из мест лишения свободы;
г) надведомственный контроль органов исполнительной власти за соблюдением коллективными и индивидуальными субъектами разно-образных норм, правил (пожарной безопасности, торговли и др.).
48. Какая особенность межотраслевого управления выражена в том, что его субъекты (например, Министерство финансов) издают акты, обязательные для всех органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан?
а) надведомственность полномочий;
б) координация деятельности
в) их общая компетенция;
г) широкие возможности действий.
49. Наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды в связи с экономической деятельностью означает:
а) контроль в области охраны окружающей природной среды;
б) мониторинг окружающей природной среды;
в) экологическая экспертиза;
г) надзор в области природопользования.
50. Определение «Коммерческое учреждение, являющееся лицом, которому предоставлено право привлекать денежные средства с физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять другие коммерческие операции» относится к:
а) таможне;
б) налоговой инспекции;
в) банку;
г) антимонопольному комитету.
51. К управлению в хозяйственно-экономической области относится:
а) управление в области внутренних дел;
б) управление в области здравоохранения;
в) управление в области жилищно-коммунального хозяйства;
г) все перечисленное.
52. Классификация: ракетные войска стратегического назначения;
сухопутные войска; войска ПВО; военно-воздушные силы от
носится к понятию:
а) виды Вооруженных сил;
б) силы обеспечения безопасности;
в) военные структуры;
г) система мер обороны.
53. В Беларуси может осуществляться принудительное лечение в отношении:
а) психических больных;
б) заразных больных;
в) алкоголиков и наркоманов;
г) психических и заразных больных.
54. Основной функцией Высшего аттестационного комитета является:
а) осуществление аттестации и переаттестации научных и научно педагогических кадров;
б) присуждение научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и званий;
в) организация научной и преподавательской деятельности в образовательных и научных учреждениях;
г) подготовка экспертных заключений по приоритетным вопросам науки, техники, образования.
55. К образовательным учреждениям общего и среднего профессионального образования не относится:
а) институт;
б) лицей;
в) училище;
г) колледж,
56. К сфере социального развития относится управление:
а) торговлей и общественным питанием;
б) правоохранительной деятельностью;
в) иностранными делами;
г) здравоохранением.
57. К высшим образовательным учреждениям не относится:
а) академия;
б) университет;
в) лицей;
г) институт.
58. Органами внутренних дел на ранее судимых лиц, за которыми установлен административный надзор, могут быть наложены ограничения на право:
а) свободы передвижения:
б) неприкосновенности жилища;
в) занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
г) все перечисленное.
59. Срок действия режима чрезвычайного положения на части территории Республики Беларусь, после чего необходимо его прекращение или продление, составляет:
а) 30 дней;
б) 60 дней;
в) 90 дней;
г) 1 год.
60. Органы юстиции осуществляют управление:
а) органами ЗАГСа;
б) судебно-экспертными учреждениями;
в) органами прокуратуры;
г) судами.
61. Как соотносятся между собой понятия «милиция» и «органы внутренних дел»:
а) милиция входит в органы внутренних дел;
б) органы внутренних дел входят в состав милиции;
в) равнозначные понятия.
62. Определение «Система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Республики Беларусь, целостности и неприкосновенности ее территории» относится к понятию:
а) государственная безопасность;
б) оборона;
в) Вооруженные Силы Республики Беларусь;
г) контрразведка.
63. Усиление мер административной ответственности в период действия режима чрезвычайного положения заключается в:
а) увеличении штрафных санкций за некоторые виды проступков;
б) установлении особых административно-процессуальных правил;
в) закреплении в законодательстве новых составов проступков;
г) все перечисленное.
64. В компетенцию органов местного управления в области культуры входит:
а) утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в этой области, организация подготовки работников культуры;
б) осуществление государственной политики в этой области, регистрация организаций культуры;
в) осуществление международных культурных связей, охрана памятников культуры и истории.
65. Контракт о прохождении военной службы представляет собой:
а) разновидность гражданского договора;
б) разновидность административного договора;
в) способ принудительной реализации мер по комплектованию
Вооруженных сил;
66. Деятельность образовательных учреждений регламентируется:
а) типовыми положениями и разрабатываемыми на их основе уставами;
б) образовательными программами и методическими разработками органов управления образованием;
в) государственными образовательными стандартами;
г) уставами образовательных учреждений.
67. В условиях чрезвычайного положения может быть ограничено право граждан на:
а) участие в управлении делами государства;
б) свободу передвижения, проведения собраний, митингов, шествий;
в) судебную защиту прав и свобод, получение юридической помощи;
г) свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность
жилища.
68. К социальным причинам, вызывающим необходимость введения режима чрезвычайного положения, относятся:
а) массовые беспорядки;
б) авария на АЭС, радиоактивное заражение местности;
в) забастовка;
г) все перечисленное.
69. Решение о введении режима чрезвычайного или военного положения в Республике Беларусь принимает:
а) Совет Республики;
б) Палата представителей;
в) Министр обороны Республики Беларусь с последующим утверждением Советом Республики;
г) Президент Республики Беларусь с последующим утверждением Советом Республики в трехдневный срок.
70. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции запрещено в отношении:
а) лиц, обладающих депутатской и дипломатической неприкосновенностью;
б) женщин с явными признаками беременности, несовершеннолетних и лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица;
в) психических больных, невменяемых;
г) все перечисленное.
71. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции против женщин, несовершеннолетних и инвалидов разрешено в случае:
а) совершения ими вооруженного нападения;
б) нападения в составе группы, которое угрожает жизни людей;
в) оказания ими вооруженного сопротивления;
г) все перечисленное.
72. Министерство юстиции Республики Беларусь обладает полномочиями по:
а) организации выборов судей, обобщению судебной практики;
б) обеспечению личной безопасности судей;
в) организации и осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда;
г) обеспечению общественного порядка и безопасности.
73. При попытке насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках, межнациональных конфликтах, создающих угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной жизнедеятельности государст-венных органов может быть введен режим:
а) чрезвычайного положения;
б) военного положения;
в) особого положения;
г) чрезвычайной ситуации.
74. Управление разделяется на следующие виды:
а) государственное и негосударственное;
б) управление в социальных системах;
в) управление в биологических системах;
г) управление в механических системах;
д) все перечисленное.
75. Социальное управление делится на:
а) управление обществом;
б) управление государством;
в) управление организациями;
г) управление, индивидами;
д) местное управление;
е) все перечисленное.
76. Предметом административного права являются общественные отношения:
а) в сфере государственного управления;
б) в сфере исполнительной власти;
в) связанные с внутриорганизационной деятельностью любого органа госу-дарственной власти;
г) в сфере государственной контрольной деятельности;
д) все перечисленное.
77. Формами реализации норм административного права являются:
а) исполнение;
б) соблюдение,
в) использование;
г) выполнение;
д) применение;
е) все перечисленное.
78. В структуру механизма административно-правового регулирования входят следующие элементы:
а) нормы административного права;
б) акты толкования норм административного права;
в) акты применения норм административного права;
г) административно-правовые отношения;
д) решения судебных органов;
е) все перечисленное.
79. Нормы административного права по содержанию делятся на:
а) материальные;
б) процессуальные;
в) обязывающие;
г) запрещающие;
д) все перечисленное.
80. Нормы административного права по воздействию на поведение субъектов делятся на:
а) материальные и процессуальные;
б) обязывающие и запрещающие;
в) уполномочивающие и поощрительные;
д) все перечисленное.
81. Нормы административного права по действию во времени делятся на:
а) постоянные и временные;
б) срочные и бессрочные;
в) срочные, бессрочные и временные;
г) все перечисленное.
82. На государственную службу можно поступить:
а) в порядке назначения или зачисления;
б) на конкурсной основе;
в) по контракту;
г) в результате выборов;
д) все перечисленное.
83. Стадиями государственной службы являются:
а) поступление на службу;
б) назначение на должность;
в) прохождение службы;
г) перемещение по службе;
д) прекращение службы;
е) все перечисленные.
84. По характеру юридических последствий формы государственного управления (деятельность органов исполнительной власти) делятся на:
а) правотворческую и правоприменительную;
б) правовые и неправовые (организационные);
в) все перечисленные.
85. Правовые формы государственного управления делятся на:
а) правотворчество и правоприменение;
б) регулятивную и правоохранительную формы;
в) все перечисленные.
86. Определение «Способы воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей и задач управления» относится к понятию:
а) методы государственного управления;
б) формы государственного управления;
г) приемы государственного управления.
87. Формы и методы государственного управления реализуются путем:
а) принятия законов и подзаконных актов;
б) принятия подзаконных актов;
в) принятия правовых актов управления.
г) все перечисленное
88. Правовые акты управления по своим юридическим свойствам подразделяются на:
а) нормативные;
б) индивидуальные;
в) смешанного характера;
г) бессрочные;
д) все перечисленные.
89. Меры административного принуждения делятся на:
а) меры административного предупреждения;
б) меры административного пресечения;
в) меры административно-процессуального обеспечения;
г) меры административного взыскания;
д) все перечисленные.
90. Административный процесс характеризуется следующими составля-ющими:
а) субъектами (участниками);
б) соответствующей нормативной основой;
в) административно-процессуальными отношениями, складывающимися между участниками процесса;
г) объектом;
д) всеми перечисленными.
91. Обязательными стадиями административного процесса не являются:
а) возбуждение дела;
б) рассмотрение дела и принятие по нему решения;
в) обжалование и опротестование принятого решения;
г) исполнение принятого решения;
д) все перечисленные.
92. По выполнению какой стадии административного процесса деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц называется административной юрисдикцией:
а) возбуждение управленческого дела;
б) рассмотрение дела и принятие по нему решения;
в) обжалование и опротестование принятого решения;
г) исполнение принятого решения;
д) всех перечисленных.
93. Административный процесс складывается из:
а) стадий процесса;
б) административных производств;
в) всего перечисленного.
94. Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти обеспечиваются:
а) ведомственным и межотраслевым контролем;
б) контролем законодательных органов, Правительства и Президента Республики Беларусь;
г) прокурорским надзором и судебным контролем;
д) административным надзором;
е) всем перечисленным.