чувствами и поступками, и уже испытанная в школьной самодеятельности радость пребывания на сцене под взглядами множества людей, и — порой — неосознанное тщеславие. Все это создает волнение... Молодой человек подходит к столу экзаменатора. Посмотрим иа него. Он аккуратно одет и причесан, поведение при ответах комиссии отличается скромностью, воспитанностью. А вот входит другой, не похожий на первого, молодой человек. Держится он излишне уверенно, говорит с членами комиссии с оттенком покровительства или наглости. Что это? Пришел поступать в актеры нахал? Бывает и так, но — редко. Чаще внешняя удаль и безапелляционность молодого человека вызваны излишней застенчивостью. Как бы защищаясь, молодой человек бессознательно начинает вести себя с не свойственной ему развязностью. Мы говорим: «он зажался». Стремясь защитить себя, юноша начинает подражать людям, которые на его глазах вели себя свободно в подобных или примерно подобных обстоятельствах.
Вот какой случай произошел с Иваном Николаевичем Берсеневым. Замечательный актер И. Н. Берсенев, когда я его узнал, был уже почтенным человеком и пользовался глубоким уважением всего коллектива театра. И вот однажды, в перерыве между репетициями, в зрительный зал расхлябанной походкой вошел молодой человек. Он подощел к Берсеневу и заговорил с ним. Мы не слышали, о чем они говорили. По отрывочным фразам мы могли догадаться, что молодой человек о чем-то просил Ивана Николаевича. При этом он размахивал руками, голос его звучал неестественно высоко. А в довершение всего он похлопал Берсенева по плечу. После этого удалился. Мы, молодые и старые актеры, замерли, увидев столь фамильярное отношение молодого человека к нашему «грозному» руководителю. Когда молодой человек ушел, Берсенев подошел к нам и, улыбнувшись, сказал: «Вы видели, как он застенчив и как он волновался? Ему кажется, что так ведут себя взрослые, уверенные в себе люди».
|
|
Это уже не он, молодой человек, разговаривал со старшим, а другой, спрятавшись за которого легче вести беседу с членами приемной комиссии или с народным артистом СССР. Стремление «стать другим» здесь нашло свою уродливую форму. Но оно естественно для человека, а это немаловажно в нашем исследовании.
И вот первокурсники учатся в нашей школе. Сначала, наблюдая за ними, мы, педагоги, стараемся успокоить их, учим заниматься на сцене делом и тем самым освобождаем их, стремимся, чтобы они оставались при этом самими собой. Но стремление к действию не от своего имени у некоторых студентов проявляется очень рано. Проследим за этим свойством на всех этапах занятий первого курса.
В Щукинском училище в самом начале обучения проводятся упражнения на ассоциации. Педагог произносит какие-нибудь слова, а студенты рассказывают о тех видениях, которые у них непроизвольно возникают. Эти упражнения показывают, насколько свободен студент. При упоминании какого-нибудь предмета у