Стр. 44

действительности, но и сразу же включает студента в игру. Не случайно «зверей» показывают во всех театральных школах. Такой показ освобождает студентов от скованности, он увлекателен, ярок, пла­стичен.

Дети любят играть в зверей. Почти во всех сказках есть звери, действующие как люди. Некоторые звери стали символами: еж - мудрости, лиса — хитрости, лев — благородства, шакал—предательства, заяц — трусости, волк — злости и т. д. Еще совсем ма­ленькими мы все ходили в кукольные театры и смотрели на зве­рей, которые действовали как люди.

Недавно у меня произошел такой разговор с пятилетним малы­шом: «Дима, как живешь?» —«Я не Дима, я —кабан». И полез под стол. Да, начиная с раннего детства, люди стремятся к своеобразному отходу от себя, испытывают желание быть другими.

Психологизируя поведение зверей, мы можем создать интерес­ные, яркие юмористические и сатирические человеческие характе­ры. В театральных училищах на показах студенты не просто копи­руют тех или иных животных — они стараются проникнуть в их «характер» и увидеть связь его с человеческим. Возникает образ «зверя-человека» (или «человека-зверя»), И уже в самой этой ком­бинации кроется юмор, ирония. Студент в этих упражнениях ощу­щает, что это не он сам на сцене. Очень благотворно действуют та­кие упражнения на зажатых физически и нравственно студентов, давая им ни с чем не сравнимую свободу. «Закрывшись» образом того или иного зверя, студент может настолько свободно себя вес­ти, что только диву даешься, откуда к нему пришла эта органич­ность и смелость. Важно только следить, чтобы студенты не сводили все к копированию привычек животных, а стремились к раскрытию внутренней характерности.

В нашем училище такой показ проходит на втором курсе, во время работы над разделом «Наблюдения». Наиболее интересными били в моей практике показы студента Кости Р. О них можно было написать много страниц, настолько они разнообразны и любопытны. Это был «человек-зоопарк». Увлеченность, вера в предложенные обстоятельства, острый глаз этого студента в показе животных проявлялись особенно ярко. Помогала ему и его великолепная пластика.

Вот из двери вышел медведь. Это был немного замученный, «лирический» медведь. Потом пошли пантеры, тигры, леопарды, рыси. Казалось бы, все-эти звери похожи друг на друга, но Костя так четко и интересно их разнообразил, что мы с радостью видели перед собой совершенно различные характеры. А его обезьяны! Они и скучали, и грустили, и радовались, и хохотали, и дрались, и иг­рали. Косте не нужно было добиваться сценической свободы — он от природы свободен, но умение схватывать суть данного животно­го (а это близко к умению схватывать сущность человека) очень помогало ему в работе над разделом «Наблюдения».

«Пожилые люди». Б. Е. Захава различает два вида черт внеш­ней характерности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: