Одно из непременных свойств художника- — умение наблюдать жизнь. Именно с этого будущие актеры начинают овладевать искусством перевоплощения. Надо научить их умению зорким глазом художника выхватывать из окружающей жизни то, что необходимо для создания сценического образа. Будущий актер должен постоянно тренировать в себе эту способность, дабы она стала для него бессознательной жизненной привычкой.
В. Давыдов говорил, что актер должен постоянно наблюдать и как губка впитывать в себя все, что он видит вокруг. Потом актерские наблюдения внезапно заявят о себе, когда придется создавать тот или иной характер
А. Ленский в статье «Заметки о мимике и гриме» писал: «Мне кажется, что актеру надо привыкнуть наблюдать всегда и везде. Впоследствии эта привычка сделается так сильна, что не покинет актера в самые тяжелые и трудные минуты его жизни. Нужды нет, что, расставшись и перенеся свое наблюдение на другого, он забудет о первом, — в свое время это лицо со всеми его особенностями всплывет в его памяти, хотя актер и не будет в состоянии дать отчет, где и когда видел его и даже видел ли его когда-нибудь. Этим запасом впечатлений актер будет непременно пользоваться» 1.
|
|
Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина» так описывает наблюдения художника Михайлова: «Он подходил быстрым шагом к двери своей студии, и, несмотря на его волнение, мягкое освещение фигуры Анны, стоявшей в тени подъезда и слушавшей горячо говорившего ей что-то Голенищева и в то же время, очевидно, желавшей оглядеть подходящего художника, поразило его. Он и сам не заметил, как он, подходя к ним, схватил и проглотил это впечатление, так же как и подбородок купца, продававшего сигары, и спрятал его куда-то, откуда он вынет его, когда понадобится».
Такая наблюдательность — результат развитой привычки, обычно—сознательно развитой, во всяком случае на первых порах
1. Ленский А. П. Статьи, письма, записки. М., 1950, с. 79
Стр.40
Чтобы добиться автоматизма наблюдательности, необходимо сознательно тренировать эту способность.
Наблюдая, всматриваясь в жизнь, студент должен думать о том, в каком отношении находится наблюдаемый человек к нашему обществу. Педагоги приучают студентов наблюдателями, а смотреть на жизнь заинтересованными глазами.
На занятиях, посвященных наблюдениям, студенты показывают те зарисовки, человеческие характеры, которые они подсмотрели в жизни. Мы начинаем с наблюдений за внешней характерностью (студентам легче за нее зацепиться) и стремимся к тому, чтобы на этом этапе они не показывали наблюдаемого человека «целиком», не пытались сразу охватить весь его облик. Надо обратить внимание на какую-нибудь характерную черту: либо на походку, либо на манеру смотреть, есть, жестикулировать, писать, читать газету, закуривать папиросу, говорить по телефону и т. д. и т. п. Эти упражнения напоминают карандашные наброски художников, которые они делают для своих будущих картин.
|
|
Сначала робко, но потом все с большим и большим увлечением студенты показывают свои зарисовки и наблюдения. Мы просим завести специальные тетради (записные книжки) наблюдений. В эти тетради мы советуем студентам записывать наиболее интересные впечатления, отдельные подмеченные элементы характерности (походка, привычки, запомнившийся костюм или деталь костюма, манера держаться, ходить, жестикулировать, думать).
Хорошо, когда студенты систематизируют свои наблюдения и записи. Сегодня, предположим, решили наблюдать, как люди читают, и для этого идут в читальню, там записывают свои впечатления, а на занятии показывают их. Завтра наблюдают, как люди едят, и для этого идут в столовую, опять-таки записывают, а на занятиях показывают увиденное.
Мы обращаем внимание студентов на то обстоятельство, что, наблюдая, надо задумываться и над внутренним миром человека, стараться понять, что же происходит в этот момент в его душе. И, отвечая себе на этот вопрос, пропускать через себя, через свою душу, его мысли и чувства.
Постепенно от урока к уроку задачи наблюдений все более и более усложняются. Студенты приносят запись уже не об одной, а о нескольких чертах •внешней характерности. Наблюдения за характером человека приобретают все большую глубину.
Хотелось бы предупредить о некоторых ошибках, возникающих в работе над наблюдениями на первом этапе.
Во-первых, важно, чтобы студенты приносили записи о наблюдениях над действительно виденными в жизни людьми. Наблюдения над реальной жизнью уберегают от надуманного, неестественного в поисках характерности. Конечно, нельзя запретить студентам, наблюдая, не включать при этом фантазию. Работа фантазии при любом наблюдении необходима, фотографический показ — не искусство. У талантливого человека невозможно понять, где