Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Бородулина Л. В.
Однофазные цепи синусоидального тока
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине
«Электротехника и электроника»
для студентов дневной и заочной форм обучения по специальностям: 101600 – энергообеспечение, 220400 – программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
Орск 2007
Содержание
1 Объект исследования…………………………………………………………… 3
2 Цель работы………………………………………………………………………3
3 Порядок выполнения работы………………………………………………….3-4
4 Пояснение к работе…………………………………………………………….4-7
5 Содержание отчета……………………………………………………………….7
6 Контрольные вопросы…………………………………………………………7-8
7 Литература………………………………………………………………………..8
Приложение А……………………………………………………………………...9
Приложение Б…………………………………………………………………….10
Приложение В…………………………………………………………………….11
Лабораторная работа №1
Резонанс напряжений
Объект исследования
Однофазная цепь синусоидального тока при последовательном соединении разнородных реактивных элементов.
Цель работы
Исследование фазовых соотношений в цепи синусоидального тока при последовательном соединении элементов.
Порядок выполнения работы
1) Познакомиться со стендом, уяснить назначение отдельных элементов цепи, записать паспортные данные измерительных приборов.
2) Собрать цепь с последовательным соединением катушки и батареи конденсаторов (рисунок 1) и представить ее на проверку преподавателю.
3) Установить на входе цепи напряжение 50В и поддерживать его на протяжении всей работы неизменным.
4) Подобрать емкость конденсаторов так (Срез около 10 мкФ), чтобы в цепи установился максимальный ток (Iрез около 1А).
5) Измерить и записать в первую строчку таблицы 1 ток I, активную мощность P, напряжение на входе цепи U, напряжение на катушке UK и напряжение на батарее конденсаторов UC.
6) Уменьшить емкость конденсаторов так (С < Срез), чтобы ток уменьшился
в 2-3 раза по сравнению с максимальным током и произвести те же измерения. Результаты измерений записать во вторую строчку таблицы 1.
7) Увеличить емкость конденсаторов так (С > Срез), чтобы ток был меньше
в 2-3 раза по сравнению с максимальным током и произвести те же измерения. Результаты измерений записать в третью строчку таблицы 1.
8) По результатам измерений подсчитать для каждого режима
§ коэффициент мощности cosφ;
§ полное сопротивление цепи Z;
§ полное сопротивления катушки ZK;
§ активное сопротивления катушки RK;
§ индуктивно сопротивления катушки XL;
§ емкостное сопротивление батареи конденсаторов XC;
§ активную UКА составляющую напряжения на катушке;
§ реактивную (индуктивную) UКL составляющую напряжения на катушке;
§ индуктивность катушки L;
§ емкость C батареи конденсаторов.
Результаты расчетов записать в таблицу 2.
9) Для трех исследованных режимов построить векторные диаграммы и сделать заключения об амплитудно-фазовых соотношениях между током и напряжениями на участках цепи, между током и напряжением на входе схемы.
10) Для каждого режима построить временные графики напряжений u(t), uк (t), uс(t), ί(t).
11) Для каждого режима записать ток и напряжения в тригонометрической форме и в комплексном виде.
12) Построить график зависимости I = f (С).
13) Сделать выводы по работе.