или преодоление демонической (авторитарной) версии лидерства.
Первое, что следует уточнить, заговаривая об этом, так это то, что фокус преодоления режиссуры, запавшей в демоническую, авторитарную крайность, и возведения ее в ранг партнера возможен только на очень высоком уровне артистической силы и культуры! Народ всегда достоин своих правителей! Артисты всегда достойны своих режиссеров![139] «Диктаторов формируют люди, которые хотят оставаться детьми»[140] То есть в команде, не испытывающей мощную амбицию на независимое творчество, подобный феномен невозможен и, более того, вреден[141]. Это потенция КОМАНДЫ МАСТЕРОВ, где каждый обладает достаточной зрелостью, чтобы взять на себя ответственность за целое! Говоря это, я прекрасно понимаю, что для большинства в современном театральном мире это заявление прозвучит как очередная утопия. Но, повторяю, утопией эта возможность выглядит только с уровня инфантильной, пугливой и бесконечно цепляющейся за высшие авторитеты роли, безвольной, хлипкой, желейной массы, способной только на ожидание кого-то извне, кто придет и центрирует ее, придаст ей форму, вылепит, направит и т.д. и т.п. Возможно, именно этими ожиданиями (длинной в целую жизнь) и объясняются результаты одного из недавних исследований различных профессий – согласно данным которого, актеры стационарных театров, как и музыканты стационарных оркестров, хотя и не относятся к самым недовольным своей участью, демонстрируют, тем не менее, намного более низкий уровень удовлетворения от работы, чем тюремная стража.
Итак, - с началом XXI века, в прошлое ушел стиль жизни индустриального века. Это означает, что мы живем уже в ином времени, и нас окружают другие правила игры! И как не верти, нам придется изучать их, если мы не хотим безнадежно отстать. Это правила игры информационного века, на территории которого никакие гарантии данные большим правительством – не работают! И это означает, что «…начало века информации – конец большого правительства!»[142] И если уж мы коснулись схем делового мира, то важно еще и еще раз отметить – его сегодняшний ландшафт пребывает в постоянном движении и изменении! Сегодня, в сфере бизнес-структур, говоря словами Мэттью Кирнэна «…все былые достоинства уже превратились в симптомы смертельного заболевания. Жесткая иерархия, строгое соблюдение разделения обязанностей, примитивные должностные инструкции – все это парализует способность многих компаний думать, действовать и, самое главное, учиться. (…) Основная идея характеризующая необходимость перемен сводится к тому, чтобы не только наделить “каждую нервную клетку” компании своей долей ответственности, но и обеспечить ресурсами, необходимыми для проявления в конкретных сферах деятельности лидерских качеств, демонстрируя которые человек стремится внести свой персональный вклад в решение задач, стоящих перед компанией в целом»[143] Одним словом, лозунг – «Центр в каждой точке пространства!» начинает настойчиво проникать во все сферы человеческого сообщества. А смысл и назначение лидера сводится к искусству – наделять силой других! Можно привести массу примеров, например, из сферы экономики, где самым революционным требованием на сегодня, является необходимость «…создать среду, в которой другие могли бы принимать самостоятельные решения»[144]; среду, в которой «…любая точка пространства есть трансцендентный центр Вселенной»[145], и каждый из нас, является этим центром, ядром, вне которого ничего больше не существует!
Итак, СКОЛЬКО ВЕЛИЧИЯ ВЫ ГОТОВЫ ПОДАРИТЬ СВОИМ ПАРТНЕРАМ ПО ИГРЕ? – вот основной вопрос современного лидера[146]. Сегодня, уже всем понятно, что излишний контроль государства ослабляет экономику, но отсутствие контроля ослабляет государство[147]. И это означает, что «…”сцена” готова для большого экономического переворота!»[148] – и несмотря на явное безумие всего прозвучавшего – ПУТЬ САМООСВОБОЖДАЮЩЕЙСЯ ИГРЫ, тем не менее, предлагает еще более безумный взгляд на существующее положение дел. Вот он:
1) на уровне Роли действительно необходима жесткая иерархия и все необходимые формальности. Здесь есть центр и периферия с естественным, вытекающим из этой позиции, противостоянием между артистами и режиссером, музыкантами и дирижером. Можно даже сказать, что это – территория линейной автортарности.
2) На уровне Актера каждый сам лидер и режиссер на сцене своей внутренней Вселенной, каждый сам ответственен за целое, за то, что «может быть», если проявится его творческая потенция. Здесь центр – в каждой точке пространства, и взаимоотношения строятся на принципах демократического взаимовлияния.
3) На уровне же Зрителя нет ни центра, ни периферии, никакой иерархии и никакой демократии, только пустота, Глазастая Потенциальность, благославляющая любую потенцию!
Еще раз: ТРИ В ОДНОМ – МОДЕЛЬ, ВЫХОДЯЩАЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ КРАЙНОСТЕЙ! Безумие, опрокидывающее само безумие! Пример: если современный, обуреваемый амбицией тоталитарности, режиссер, попробует, поиграть с детьми в песочнице, я уверен, что ему очень скоро придется убедиться в том, что живая мотивация играющего ребенка вне его контроля, или, в противном случае, это очень скоро перестанет быть игрой, превратится в работу, в принуждение, а следовательно – аннигилирует, схлопнется! И почему? Потому что застывшие, авторитарные формы противоречат самой природе воодушевления и игры![149] Сегодня уже повсеместно общеизвестно что развитие наиболее одаренных личностей требует периода детства, в течении которого они не испытывали бы совсем никакого давления, побуждающего их следовать установленным догмам, времени, когда ребенок мог развивать свои собственные интересы и следовать им, какими бы необычными и странными они ни казались.[150] Дело в том, что «…занятия ребенка имеют конечной целью развитие независимости. Помогать ребенку больше или меньше, чем нужно, значит мешать достижению им этой цели»[151] В этом смысле понимание значения слова «образование» как «лепить по какому-то образцу», не соответствует врожденным ожиданиям ребенка-актера, а вылепливание артисто-роли по заданному режиссером образцу является 100%-ной помехой в игре под названием Театр![152]
И что же он, «умный режиссер», увидит, если внимательно, как опытный фасилитатор, следующий принципам «глубинной демократии» и воодушевленный формулой Гиппократа: «Primum non nocere» (Главное – не навреди!), понаблюдает за тем, как дети режиссируют свою игру? Он увидит, что, предаваясь безответственному наслаждению игрой, дети виртуозно используют две составляющие одного неделимого процесса. В Алхимии Игры они получили названия: 1) МАТЕРИНСКОГО и 2) ОТЦОВСКОГО. Материнское означает предоставление любящего пространства для игры; отцовское – защиту территории игры ясностью взгляда! [153] Еще раз, в жестком алхимическом стиле: в Театре Реальности никого нельзя назвать благодетелем другого в отрыве от целого! Как и в мотивации играющего ребенка, подлинной реальностью здесь обладает только мгновение неличностного, позволяющее проявиться совершенному Лику Образа. Здесь каждый является центром, из которого разворачивается этот Лик! И в этом смысле вершиной режиссерского мастерства, является реализация т.н. ТАНЦА СОЮЗА, в котором два основных принципа сливаются в одно: 1) ОТЦОВСКИЙ, т.е. умение задавать направление и ясно очерчивать территорию для игры; и 2) МАТЕРИНСКИЙ, т.е. способность аннулироваться, способность стать для артиста любящей средой, в которой тот смог бы проявить свою творческую активность, исходя из своего видения целого.[154] В противном случае, профессиональный смотрящий перекрывает воздух сам себе, он отказывает предмету своей игры в раскрытии его Сокровенной Красоты, т.е., проще говоря, уничтожает его, а следовательно и себя. Ведь, известно, что ад - это когда Бог находится вне реального партнерства с жизнью, когда режиссер пренебрегает мудростью актеров, считая, что он единственный имеет право на истину. Вот что говорит Годфри Реджио, режиссер эпохальной трилогии «Каци»: «…задуманные нами проекты, сложно понять в одиночку. Но эта сложность заложена в нашем времени. Соответствовать ему можно только совместным усилием. Создание фильма очень сложный процесс. В нашем случае, каждый член команды был занят своим делом, и в то же время ощущал себя единым целым с остальными. В этом я считаю секрет удачного сотрудничества, который мы сумели раскрыть»[155] Одним словом, - «У БОГА МНОГО ЛИЦ! ОН – ВСЕ МЫ! ОН – В КАЖДОМ!»[156]Смотри на другого, и любуйся Богом! Вот почему РЕЖИССУРА, ЭТО – ПУТЬ ПОЗНАНИЯ СВОЕЙ МНОГОЛИКОСТИ, МНОГОЛИКОСТИ БОГА! «И всякий раз, когда мы относимся к Другому как к своему Ты, в таком отношении проглядывает божественное»[157]. Это означает, что у Бога лица его творений. Познать Бога в каждом из своих актеров – вот путь режиссера!
Еще раз: на уровне Роли творческой личности, вставшей на режиссерскую позицию, важно сохранять иерархию так, как того требуют двойственные обстоятельства наших реалий; на уровне Актера режиссеру важно уважать творческую потенцию и художническую амбицию других творческих личностей, важно скреплять все силовым полем взаимного доверия, смешивать себя с другими, провоцировать и дополнять, наслаждаясь проявлением того, что не принадлежит никому из участников игры, но Творческому Принципу Вселенной; а на уровне Зрителя - его потенцией является искусство аннулироваться, исчезнуть в Пучине Многоглазой, т.е. раствориться в тех формах, которые были созданы в совместном, самоосвобождающемся творческом акте. И о чем все это говорит? О том, что человеку, рискнувшему на эту миссию, предстоит быть трижды сильным! И здесь, еще и еще раз языком формулы: ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ЛИДЕРУ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА НЕ СМОГЛИ ЕГО ПОБИТЬ! И еще раз: СЛЕДУЙТЕ ЗА ЛИДЕРОМ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА НЕ СМОГЛИ ЕГО ОПРОКИНУТЬ! Проверяйте его, безжалостно испытывайте на прочность! Не бойтесь причинить ему боль! Если он достоин лидерства, он выдержит![158] Из подобного стиля выростает то, что в Самоосвобождающейся Игре называется НЕПЕРСОНИФИЦИ-РОВАННОЙ РЕЖИССУРОЙ, или СИЛОВЫМ ПОЛЕМ КОМАНДЫ!