Глоссарий по теме

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ – отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами ее появления могут быть: 1) органические поражения системы нервной центральной нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы; 2) генетические факторы – приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга головного и к нарушениям регуляции внимания, активационного и тормозного контроля.

НЕГАТИВИЗМ – немотивированное поведение, проявляемое в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, но отрицательным к ним отношением. Обусловлен действием защиты психологической в ответ на воздействия, противоречащие смыслам внутренним субъекта. Чаще всего проявляется у детей относительно требований взрослых, кои не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Может выражаться и в отказе выполнять предъявляемые требования, и в выполнении действий, противоположных требуемым.
Исключая клинические случаи бессмысленного сопротивления, негативизм как ситуативная реакция или черта личностная обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.

Психологическая основа негативизма – установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения, ожиданий членов конкретной группы социальной, на протест по отношению к данной группе и отвержение конкретной личности как таковой. Ярче всего реакции негативизма выражены у детей в периоды возрастных кризисов. Они выражаются в поведении демонстративном, упрямстве и конфликтности. Психокоррекционная работа с такими детьми позволяют устранить негативизм как форму поведения.

НЕЗАВИСИМОСТЬ – альтернатива конформности и негативизму – самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции. Не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней (самоопределение коллективное).

КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ — особенность поведения, выражающаяся в противодействии и сопротивлении требова­ниям, советам, указаниям взрослых, в непослушании. В дошкольном воз­расте проявление капризхов сопровождается обычно плачем, криком, двигатель­ным возбуждением. Капризы детей могут носить характер случайных, эпизодических проявлений. Такие капризы чаще всего возникают как следствие заболевания, усталости, перевозбуждения, перегрузки впечатлениями.

Выводы

Проблемы, о которых говорят многие родители дошкольников – низкий уровень самоорганизации детей, снижение учебной мотивации. Одной из причин подбных проблем может быть недостаточное внимание к важнейшей деятельности дошкольников – сюжетно-ролевой игре. Игре, как и другой деятельности, нужно учить, нужно организовывать совместную игру. Однако, гораздо проще всего, с точки зрения энергетических и эмоциональных затрат, купить ребенку компьютерную игру. Как следствиеи - трудности в обучении 6-7-летних детей связанные с неспособностью детей контролировать свое поведение, отсутствие навыков самоорганизации и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, снижение познавательной активности.

Список литературы по теме

1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. Под ред. М.В. Гамезо и др.- М.: Просвещение, 1984.- С. 63-67.

2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М.: ИНТОР, 1996. – С. 5-88.

3. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. - С. 349-456.

4. Люблинская А.А. Детская психология. Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с.

5. Мухина В.С. Близнецы. М.: Просвещение, 1969. – 416 с.

6. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994. С.80-95, 158-170.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. С.238-264.

8. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. //Возрастная психология. Детство, отрочество, юность //Хрестоматия \ Сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов.- М.,:AKADEMA, 2001.- С.196-199. (конспект)

10. Эльконин Д.В. Психология игры. - М.: Просвещение,1978. - С. 169-270. (конспект).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: