Развитие личности в дошкольном возрасте

Каковы основные психологические новообразования до­школьного возраста?

Д. Б. Эльконин считал, что это:

1. Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо". Эти этические инстанции растут рядом эстетическими. "Красивое не может быть плохим".

Эмоциональное и рассудочное отношение к нравственным нормам и их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый своим отношением к поступку ребенка санкционирует определенный тип поведения, он помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведения.

Определяющее значение для развития детской личности имеют чувства и воля.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Однако чувства ребенка даже шести-семилетнего возраста нельзя сравнивать с чувствами взрослого. Ребенок, прежде всего, нуждается в любви взрослого, и его чувства зависят от этой любви.

Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном возрасте - увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих, поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

К старшему дошкольному возраст ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линии, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более раз­нообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего, пяти-шестилетний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т.п. Во-вторых, он усваивает «язык» чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

Детям в столь раннем возрасте нужно научиться управлять широким спектром своих эмоции и чувств. Одни из них, такие как радость, любовь и гордость, - доставляют удовольствие; другие же – гнев, тревога, страх, ревность, разочарование и боль – приятными никак не назовешь. Кроме того, дети должны находить свои собственные способы разрешения противоречий, возникающих в процессе развития. Им нужно научиться действовать, сознавая свою зависимость от других, и устанавливать отношения с людьми, обладающими властью над ними. Вместе с тем им необходимо научиться поступать, следуя чувству независимости или автономии сильному побуждению действовать самостоятельно, занимать господствующее положение в своем материальном и социальном мире, быть компетентным и добиваться успеха. То, как дети справляются с этими задачами, было всесторонне изучено представителями психодинамического подхода, особенно Э. Эриксоном. По его мнению, дети, которым не удается разрешить эти ранние психосоциальные противоречия, в дальнейшем могут испытывать затруднения при попытках справиться с аналогичными проблемами.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности. Довольно сложная задача: найти выход чувству страха и тревоги, горю и гневу, любви и радости, чувственности и сексуальному любопытству, приемлемый как для детей, так и для их родителей. Дети находят множество решений этой сложной задачи, но, каким бы оно ни было, они все-таки переживают конфликт.

Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. Эти формы психологического и физиологического стресса переживаются очень тяжело как детьми, так и взрослыми. Страх и тревога — две различные эмоции. Страх — это реакция на вполне определенные стимулы или ситуации, например, ребенок может бояться больших собак или грома и молнии.

2. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению ребенка. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом. Если главными становятся общественные мотивы поведения, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание стремления лично получать удовольствие,демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям в поведении ребенка. Возникновение соподчинения мотивов не говорит о том, что: ребенок во всех случаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.

3. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение дошкольников начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы.

Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении с взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у ребенка настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества. Так, один дошкольник, порядочный трусишка, говорил о себе: «Я пошел в джунгли охотиться, вижу — тигр. Я его — раз — поймал и отправил в зоопарк. Правда, я смелый?»

Личные мотивы проявляются в различных видах деятельности и направлены на предметы деятельности. Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами игры, не анализируя заранее самого процесса игры и не выясняя, понадобятся ли ему в ходе игры данные предметы. Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей.

В дошкольном возрасте дети становятся способным подчинять свое поведение требованиям моральной нормы. Основным признаком морального поведения считается добровольное следование нормам в отсутствии внешнего контроля. Так, раскрывая сущность бескорыстного поведения, как подлинно морального поведения, Е.В.Субботский отмечает такую его особенность как независимость от внешнего контроля со стороны других людей. В ряде работ В.С.Мухиной, С.Н.Карповой и Л.Г.Петрушиной и других отмечается, что моральным считается такое поведение, когда ребенок соблюдает нормы, несмотря на то, что он может нарушить их и остаться при этом безнаказанным.

Вторым признаком, характеризующим моральное поведение, является отсутствие личной выгоды и заинтересованности в соблюдении нормы, и более того, совершение поступка часто в ущерб личным интересам. Е.В.Субботский отмечает в связи с этим, что мотив бескорыстного поведения часто осознается просто как стремление делать благо для других людей, руководствуясь их интересами. Особенно ярко эта черта проявляется в экспериментальных ситуациях, с помощью которых изучается моральное поведение. Например, в исследовании Е.В.Субботского такая ситуация создается следующим образом. Ребенку предлагалось задание, за выполнение которого ему обещали награду - конфету. Задание же подбиралось таким образом, что выполнить его ребенок не мог иначе, чем нарушив правила, по которым оно должно выполняться. Поскольку ребенок действовал в отсутствии взрослого, контролирующего правильность выполнения задания, он мог нарушить правила и получить конфету, но мог и оказать правду, лишившись при этом награды.

4. Возникновение самосознания — возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми. Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение

Обобщая результаты исследований по изучению самооценки ребенка, Л.И.Божович указывает, что самооценка формируется, с одной стороны, под влиянием оценки взрослых, с другой стороны, в процессе собственной деятельности ребенка. В тех случаях, когда самооценка возникает лишь благодаря усвоению оценки окружающих (без умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности), у ребенка может легко сложиться неправильное представление о себе, являющееся значительным препятствием для полноценного формирования его личности. Первоначально самооценка является прямым выражением оценки других лиц, руководящих воспитанием. Лишь в дальнейшем формируется известное элементарное самостоятельное представление о себе, являющееся одним из конституирующих компонентов самосознания.

Изучая особенности самосознания ребенка, большинство исследователей отмечает, что дошкольник более точно осознает и оценивает свои физические возможности по сравнению с моральными (Н.Е.Анкудинова, М.И.Лисина, А.И.Сильвестру И.Т.Дмитров, и др.).

При оценке моральных качеств дошкольники менее адекватно и чаще используют в своих суждениях общие, недостаточно ясные им понятия. Эти особенности самооценок детей авторы связывают с особенностями индивидуального жизненного опыта, воспитания и обучения. Наряду с этим, как показывают исследования Т.А.Репиной, уже в дошкольном возрасте начинает складываться более или менее адекватная самооценка и моральных качеств, что находит свое выражение в подчинении или неподчинении правилам поведения.

Своеобразие самооценки дошкольника заключается также в определенной рассогласованности между общей самооценкой своей личности и оценкой своих возможностей в конкретном виде деятельности. В одном случае, самооценка может быть завышенной и неадекватной, в другом - реалистичной и адекватной (Р.Б.Стеркина). Этот факт объясняется тем, что различные стороны самооценки дошкольника находятся на разных этапах формирования и характеризуются различной степенью реалистичности. Общая самооценка характеризуется стремлением к необоснованному перехваливанию себя, отсутствием критичности. В конкретной же самооценке обнаруживается способность к более реалистичной "квалификации" себя и своих возможностей. Таким образом, "реалистичность самооценки тем меньше, чем больше степень ее обобщенности" (Р.Б.Стеркина). При этом общая самооценка носит более обобщенный характер и связана с опытом общения ребенка со сверстниками. Генетически она является более поздним образованием, чем конкретная самооценка, связанная с опытом ребенка в предметной деятельности.

Вместе с тем, и общая самооценка к 6-ти годам становится более устойчивой и адекватной. Сложный, целостный и устойчивый образ самого себя начинает активно участвовать в регуляции деятельности дошкольника и его поведения (И.Т.Димитров).

Другой особенностью самооценки дошкольника выступает ее, в основном положительный характер. Даже первоклассники чаще приписывают себе те качества, которые они оценивают как положительные и совершенно исключают из характеристики своей личности те качества, которые они оценивают как отрицательные, например, любознательность, требовательность.

Адекватная самооценка впервые наблюдается у ребенка старшего дошкольного возраста. Это подтверждается результатами индивидуально-оценочного эксперимента (Е.О.Смирнова). Такая устойчивая самооценка сопротивляется любой перестройке, так как ребенок начинает испытывать потребность в ее сохранении. При этом, если оценка ребенка окружающими меняется, то самооценка легче перестраивается в сторону более высокой. Далее, завышенная самооценка ребенка сопротивляется перестройке больше, чем заниженная. Увеличение сопротивления прямо пропорционально умению ребенка анализировать свою деятельность.

Итак, анализ работ, посвященных изучению самооценки показывает, что уже к концу дошкольного возраста она достигает такого уровня, когда может и выполняет регулятивные функции относительно разных видов деятельности. В экспериментах С.Г.Якобсон, направленных на выявление роли самооценки в регуляции морального поведения дошкольника выявлено, что ребенок способен перейти к моральному поведению присоблюдении трех условий: оценку своему поступку он должен давать сам (оценка других лиц оказывается в большинстве случаев неэффективной, полскольку не затрагивает самооценки); оценивать он должен не отдельный поступок, а себя в целом; при оценке он должен установит свое сходство с отрицательным эталоном (а не говорить о своем отличии от положительного эталона). Изложенные факты позволяют предположить, что важнейшим внутренним образованием, которое появляется в результате оценки окружающими соблюдения-нарушения норм детьми, способным регулировать моральное поведение дошкольников, является их самооценка.

Возникновение «личного сознания» имеет своим ближайшим следствием изменение отношений ребенка и взрослых. Потребность в совместной деятельности с взрослыми принимает форму тенденции к осуществлению серьезной общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Как указывает Л.И.Божович, ребенок начинает стремиться менять новую социальную позицию, новое место в жизни. Это стремление является центральным звеном психологической готовности детей к школьному обучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: