Задачи развития в позднем возрасте

В концепции Э. Эриксона старость – неотъемлемая часть жизненного пути, его логическое и психологическое завершение, однако он подчеркивает социально ценные черты этого возраста. Возможность успешного перехода в этот психологический возраст Э. Эриксон связывает с позитивным разрешением предыдущих возрастных кризисов. Сущность развития в данном возрасте состоит в достижении целостности личности (эгоинтеграции), которая основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором ничего не следует менять. Социально ценная черта личности в старости – мудрость. Э. Эриксон определяет ее как состояние духа, как одновременный взгляд в прошлое, настоящее и будущее, освобождающий историю жизни от случайностей, что позволяет личности осознать связь и преемственность поколений.

Если же человек ощущает, что не достиг тех целей, к которым стремился, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, отчаяние от невозможности начать жизнь заново. Э. Эриксон настаивает на том, что разрешение финального кризиса требует углубленной внутренней работы, поисков, а не смирения и пассивности в принятии неизбежного конца.

Р. Пекк, развивая идеи Э. Эриксона, утверждал, что человеку в период старения необходимо решить ряд новых возрастных задач, чтобы полностью сложилось чувство целостности личности. Для этого ему следует сделать следующее:

· перейти к новому рассмотрению себя, своей уникальности через призму не только какой-либо одной роли (профессионала или родителя), но и других (общественник, защитник животных и др.);

· осознать факт ухудшения здоровья и старения тела, выработать необходимое «равнодушие» и терпимость. Успешное старение возможно, если человек приспособится к неизбежному физическому дискомфорту или найдет такое занятие, которое поможет ему отвлечься;

· преодолеть озабоченность перспективой близкой смерти, принять мысли о смерти без ужаса, продлить собственную жизненную линию благодаря участию в делах молодого поколения.

Под влиянием Э. Эриксона в концепции «непрерывного жизненного пути» старость трактуется как продолжение прежнего стиля жизни, где завершающий период жизни зависит от всех предшествующих.

В теоретической модели П. Балтеса развитие детерминировано сложным взаимодействием внешнего (социальная среда) и внутреннего (биологического) факторов, их синтезом, которые задают три направления развития жизни: нормативное возрастное, нормативное историческое и ненормативное.

Нормативное возрастное развитие связано с переходом от одного жизненного этапа к другому. В аспекте биологического развития – это, например, начало пубертата и менопаузы; в аспекте социального старения – выход на пенсию.

Нормативное историческое развитие зависит от тех глобальных социально-исторических событий, которые переживались целой возрастной группой, поколением (революция, война, Великая депрессия и др.).

Ненормативное жизненное развитие обусловлено влиянием событий, уникальных для жизни конкретного индивида.

Сила воздействия этих факторов различается в зависимости от возраста. В пожилом возрасте велико влияние на человека нормативных возрастных факторов и ненормативных личных событий, их накопленного эффекта.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман определяют норму психического развития в старости как указание на высшие возможности, на вершинные достижения данного возраста. Чем старше возраст, тем реже в реальной жизни встречаются индивиды, которые отвечают этим требованиям. Примерами нормы авторы считают лишь уникальные биографии людей, про которых говорят: «Человек на все времена!» В биографиях большинства людей обнаруживается множество примеров остановки, регресса, несоответствия нормативному развитию, соскальзывания на уровень обыденного функционирования.

Даже применительно к поздней взрослости теория жизненного цикла человека Эриксона оказывается полезной для определения главных задач развития. Обычно считают, что люди, способные принять такие задачи и справиться с ними, сохраняют душевное равновесие до конца жизни.

Сохранение идентичности. Согласно теории Эриксона, одной из главных задач, начиная с подросткового возраста, становится поддержание относительно постоянной идентичности. Под идентичностью понимается набор своеобразно объединенных и приемлемо согласующихся между собой представлений человека о своих физических, психологических и социальных качествах. По крайней мере, процесс сохранения идентичности отчасти напоминает процесс адаптации в понимании Пиаже. То есть подражание относительного постоянства идентичности предполагает ассимиляцию событий и изменяющихся обстоятельств в Я-концепцию человека; кроме того, оно включает аккомодацию, или изменение, Я-концепции в случае каких-либо важных событий в жизни человека или при угрозе его самовосприятию. Такая угроза физическим, психологическим и социальным аспектам Я-концепции возникает, например, в случае тяжелой хронической болезни. Это может потребовать значительной перестройки, или аккомодации, Я-концепции. В идеале, следует поддерживать равновесие между ассимиляцией и аккомодацией, Отказ от аккомодации может означать отрицание реально существующих фактов, кой человек может занимать оборонительную позицию и изо всех сил сопротивляться изменениям либо обвинять других людей за изменения, которые действительно происходят с ним; наконец, ему может просто не хватать понимания истинного положения вещей. С другой стороны, если человек слишком легко и охотно пускает аккомодацию, это может сделать его поведение полностью непредсказуем. Он становится истеричным, импульсивным или сверхчувствительным. Таким образом, одной из задач поздней взрослости является поддержание равновесия жду постоянством идентичности и открытостью новому опыту и бесспорным переменам в жизни.

В глубокой старости задача сохранения чувства согласованности с личной античностью, вероятно, становится особенно важной. Либерман и Тобин) изучили более 600 пожилых людей в основном старше 70 и 80 лет, страдающих от серьезных нарушений здоровья и претерпевших радикальные изменения образа жизни. Многие из этих людей были дряхлыми стариками и зависели от других. Перед ними стояла труднейшая задача адаптации. Те, кто наиболее успешно справился с ней, смогли это сделать благодаря сохранению и подтверждению неизменности своей идентичности. Они могли сказать: «Я тот, кем тогда». Как это им удалось, несмотря на бесспорные перемены в их жизни и физических способностях? В общем, они достигли этого потому, что научились придавать значение не тому, кем они являются в настоящий момент, а тому, кем они были раньше. Например, одна женщина сначала характеризовала себя следующим образом: «Я много значу для моей семьи и друзей; вы бы посмотрели, сколько я получила новогодних открыток». Два года спустя, после того как в ее жизни многое изменилось, она определяла себя так: «Я думаю, что много значу для своей семьи; я всегда делала для них все что могла, и они ценят это». Ее прошлое стало основанием, которое позволило сохранить уверенность в том, что ее теперешняя идентичность соответствует той личности, какой она всегда была.

Целостность эго против отчаяния. Конечной стадией в теории жизненного цикла Эриксона является психосоциальный конфликт целостность эго против отчаяния. Эриксон высказывает предположение, что пожилые люди часто размышляют о том, оправдала ли жизнь их ожидания. Тот, кто может оглянуться и с удовлетворением подумать, что его жизнь имела смысл, и что он сделал все, что от него зависело, испытает чувство полноты жизни, целостности. Тот же, кто не видит ничего, кроме цепи ошибок и упущенных возможностей, тот испытвает отчаяние. Идеальное разрешение этого конфликта влечет за собой перевес чувства целостности, слегка окрашенного реалистическим отчаянием. Такой исход приводит к мудрости. Мудрость позволяет старикам сохранять достоинство и цельность Я вопреки ухудшению физического состояния и даже смерти. Наступает понимание, что значение отдельного человека и ничейный характер, хотя по-прежнему ценится связанность между людьми.

Приспособление к старости в качестве составного элемента включает психологическую потребность в воспоминаниях и размышлениях о прошлом, людям свойственно проводить много времени в поисках сквозных тем и образов, которые придают жизни смысл и связность. Иногда они испытывают потребность связать эпизоды и ситуации из своего прошлого в логическую и упорядоченную последовательность. Некоторые люди размышляют о том, какое наследие они оставят после себя; о том, что они дали миру и о том, чем их будут вспоминать потомки. Это и созданные ими произведения искусства; и услуги, оказанные обществу. Это их трудовые достижения, дети, рожденные и воспитанные ими, материальные ценности, которые они передадут своим наследникам. Многие рассматривают своих внуков как своего рода наследие, в котором будут продолжать жить их ценности и останется след их личности.

Размышления, оценка прошлого и легкое сожаление, типичные для этого я, были красноречиво описаны 85-летней женщиной, живущей в Луисвиле (Кентукки).

Если бы я могла прожить жизнь заново, я бы не боялась делать ошибки. Я бы расслабилась.Я бы не вела себя так разумно, как в этот раз. Я бы не принимала все так всерьез. Я бы чаще рисковала и больше путешествовала. Я бы покорила больше вершин и переплыла бы больше рек. Я бы чаще ела мороженое и реже — бобы. У меня, возможно, было бы больше реальных проблем, зато меньше воображаемых.

Я, видите ли, из тех людей, кто трезво и благоразумно проживают час за часом, день за днем. Да, конечно, и у меня были свои моменты, но если бы можно было начать сначала, их было бы больше. Собственно говоря, я бы постаралась, чтобы ничего, кроме них, и не было. Только такие моменты, один за другим, вместо того чтобы вечно думать о:завтрашнем дне. Я была человеком, который никуда не отправляется без градусника, и, плаща и парашюта. Если бы можно было начать сначала, я бы путешествовала налегке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: