Сетевым эффектом (или сетевой экстерналией) принято называть эффект, который пользователь товара или услуги оказывает на ценность этого продукта или услуги для других пользователей [Современные очертания новоинституциональной экономики / Р. М. Нижегородцев и др.; Под ред. Р. М. Нижегородцева. – Гомель: ЦИИР, 2009.]. Наиболее ощутимо проявление положительных эффектов в случае массового роста числа потребителей, что обусловлено, как правило, относительно низкой стоимостью услуг (или товаров) и отсутствием барьеров входа.
Слайд 28
Карев А.В. Сетевые эффекты на современных рынках «Экономика, предпринимательство и право» № 4 (15) за 2012 год, cтр. 13-17. указывает на сходную с сетевым природу эффектов:
1. Эффект масштаба — снижение затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на большее количество произведенной продукции. Каждая дополнительно произведённая единица продукции оказывает положительный эффект, снижая уровень цены для всех произведённых единиц.
|
|
2. Кривая обучения — отражает повышение производительности при выполнении задач по мере накопления опыта, что есть проявление положительного эффекта повышения эффективности операций вследствие накопления информации в виде знаний и отработки определённых навыков в рамках структуры компании.
3. Увеличение частоты транзакций (Уильямсон О. Экономические институты капитализма. – СПб.: Лениздат, 1996.), также ведёт к росту эффективности системы вследствие специализации на определённых операциях.