Однако Рольф Вайбер («Проблемы теории и практики управления» № 03-04, 2003 г.) указывает на то, что действующая положительная обратная связь сетевых эффектов порождается и усиливается по четырем причинам. При этом первые два эффекта возникают преимущественно в области спроса, а остальные относятся к области предложения.
1. Действие прямого сетевого эффекта. Этот эффект следует рассматривать в качестве главного источника увеличения доходов в связи с ростом масштабов производства, так как им по определению присущ экспоненциальный прирост полезности.
2. Усиление ожиданий. Полезность от аккумуляции критической массы определяется, среди прочего, также ожиданиями, которые участники системы связывают с ее развитием. Чем быстрее расширяется система, тем выше готовность потенциальных потребителей подключиться к ней и тем самым повысить ее полезность.
3. Доминирование постоянных затрат и продукт с низкими предельными издержками. В условиях доминирования постоянных затрат и производства с низкими предельными издержками, что характерно прежде всего для информационного продукта, телекоммуникационных услуг или программного обеспечения, производитель должен стремиться к сбыту максимально возможных объемов продукции, чтобы компенсировать высокие первоначальные расходы соответствующими поступлениями. Здесь также возникает эффект усиления, и уже одно только снижение постоянных затрат ведет к непрерывному повышению прибыли.
4. Действие кривой обучения и накопленного опыта. Этот эффект также можно рассматривать в качестве источника положительной обратной связи. Это означает, что потенциал экономии, который предприятие может реализовать для повышения доли добавленной стоимости, возрастает с увеличением объемов продукции, в результате чего снижаются реальные издержки в расчете на ее единицу.
Пивоварова М.А. указывает на то, что сетевые структуры позволяют проявляться своеобразным положительным эффектам «безбилетника» (Пивоварова М.А. Экономическое развитие инновационного типа: сущность, модели и национальные особенности (с. 49). Форсирование индустриально-инновационного развития экономики: теория, методология, практика. Экономические исследования / Под ред. Д.э.н., профессора А.А.Абишева. – Алматы: Экономика, 2009. – 648 с.)
Вообще, говоря о размещении производств и расселине людей нужно помнить, что инновационные преимущества краткосрочны, их необходимо постоянно поддерживать. И даже в этом случае, агломерация, в которой находится фирма, с течением времени может начать тормозить ее инновационное развитие






