Например: Я считаю, что лето приятнее, чем зима;
Когда берешь билет на экзамене, надо закрывать глаза.
Модель М. Рокича позволяет понять логику распространенного выделения в аттитюдах познавательного, оценочного и поведенческого параметров.
Описывая место ценностей в социально-психологической структуре личности, следует указать на предположения о природе ценностей, сделанные М. Рокичем:
1. Общее число ценностей, которыми придерживается человек не велико.
2. Все люди повсеместно придерживаются тех же самых ценностей в разной степени.
3. Ценности организованы в ценностную систему.
4. Истоки человеческих ценностей могут быть прослежены в культуре, обществе и объединены в его институтах и личностях.
5. Последствия ценностей проявляются во всех явлениях,
рассматриваемых социальными исследователями.
М. Рокичем дается следующее определение: ценности - это устойчивое убеждение, что специфический тип поведения или конечное состояние существования, есть личностно или социально предпочтительнее другому или противоположному типу поведения или конечному состоянию существа.
|
|
По Рокичу, ценности имеют относительный характер, то есть в различных ситуациях человек склонен вести себя по-разному.
Ценности – представления различаются как дескриптивные или экзистенциальные, когда ценность может быть истинной или ложной; эволюативные, где объект суждения может быть плохим или хорошим, но не может быть ложным или истинным и прескриптивные – где конечная цель и средства могут быть желательными или не желательными. Ценности могут содержать в себе коммуникативные аффективные и поведенческие компоненты.
Характер ценностей влияет на тип поведения человека: инструментальные ценности помогают определить конечные цели; терминальные – определяют способ достижения, состояния существования. Среди способов классификации особенно важно, что терминальные могут концентрироваться на себе или на: обществе, по статусу быть интро -или интер - персональные. Спасение и душевный покой – интраперсональные (для себя)-это инструментальные ценности. Братство и мир на Земле – это интерперсональные (общечеловеческие). Люди отличаются по тому, чему отдают предпочтение. Увеличение одной социальной ценности социальной приводит к уменьшению персональной, личной.
Ценность может быть представлена как осознанное желание и как требование надындивидуального порядка, чья обоснованность превышает точку зрения любого отдельного человека. Общество оказывает давление на человека, чтобы он вел себя морально с другими, не наносил им вреда, а не чтобы был счастливым и мудрым. Объективно необходимо, чтобы люди понимали, что общество требует от других не меньше, чем от нас. Это обеспечивает, что люди живут в социальном окружении, доверяют и зависят друг от друга. Мало оснований одному вести себя морально, если другие не моральны.
|
|
Поведение человека не управляется единственной системой ценностей. Чаще оно управляется множественным не изменяющимся кластером ценностей. Заученные ценности складываются в систему, где каждая упорядочена по приоритету относительно других, т.е. в отличие от релятивной концепции, когда ценности изменчивы, изменений порядка предпочтений, хотя общая система относительно стабильная, и зависит от интеллекта, степени интернализации ценностей, культурных институтов, политической идентификации, религии, воспитания.
«Интересно, - пишет Вадим Борисович,- подходит Рокич к вопросу о соотношении ценностей и потребностей. Он задает вопрос: из того, что у крысы есть потребности, следует ли, что существуют крысиные ценности? И отвечает: "Ценности суть когнитивно репрезентированные и трансформированные потребности, и свойственны они только людям". По существу такую же позицию занимал Клакхон, отмечая, что ценность не просто желаемое, но "концепция желаемого". В излагаемой системе ценности замыкаются еще на один когнитивный элемент: концепцию самого себя или Я-концепцию. Это ядро всей системы представлений, вокруг которой они функционально ориентированы. Рокич цитирует М. Куна: «Я-концепция, включает все когниции человека, осознанные и неосознанные, о физическом облике, интеллектуальных и моральных способностях и слабостях, о социоэкономической позиции в обществе, национальной, региональной, этической, расовой и религиозной определенности, о сексуальной, поколенческой, профессиональной, супружеской, родительской ролях, которые человек исполняет в обществе, и насколько хорошо или плохо он исполняет эти роли. Короче говоря, генерализованная концепция человека, относящаяся к самому себе - это организация всех когниции, как негативных, так и позитивных, и аффективных коннотаций этих когниции, которые могут выразиться в полном ответе на вопрос: "Кто я?".
Я-концепция – это система представлений человека о самом себе. Формирование Я-концепции человека происходит в процессе накопления опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. При этом основными источниками Я-концепции выступают сравнение себя с другими, свидетельства восприятия другими, оценка результатов деятельности, переживание внутренних состояний, восприятие своего внешнего облика. Я-концепция может рассматриваться как совокупность установок «на себя», включающих образ Я, самооценку, потенциальную поведенческую реакцию.
Я-концепция выполняет функции структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества и мотивирования к повышению собственной значимости.
Если происходит изменение Я-концепции (под влиянием психотерапии, религиозной конверсии, психического заболевания, наркотиков, "промывания мозгов" и т. д.), за этим неизбежно следует изменение терминальных и инструментальных ценностей, аттитюдов, поведения, - что, в свою очередь, воздействует на Я-концепцию, подкрепляя наступившие изменения. Модификация поведения может произойти под влиянием изменения аттитюдов, но оно окажется краткосрочным, если ценности остались прежними.
Аттитюды закреплены за ценностями как бы на резиновой ленте – под влиянием каких-то обстоятельств они могут отклониться от первоначального положения, но усиливающееся натяжение ленты заставит их вернуться обратно. Если два аттитюда или две ценности не противоречат одна другой, но не соответствуют Я-концепции, то предстоящие изменения приведут их в соответствии с «Я», хотя, возможно, и ослабят их соответствие друг с другом. Во всех изменениях когнитивной структуры решающее слово остается за Я-концепцией.
|
|
Иногда изменить ценности оказывается легче, чем изменить аттитюды. Если они противоречат Я-концепции, они изменятся скорее, чем в случаях, когда они не соответствуют аттитюдам или поведению. Эти изменения будут устойчивы, повлекут за собой во всей сложной совокупности когниций и завершатся в изменении поведения.
Однажды Дьюи сказал, что образование начинается с ощущения трудности. Сначала у человека возникают состояние неудовлетворенности собой, когнитивное несоответствие между Я-концепцией и фактическим исполнением. Снять напряжение можно, изменив представление о собственной компетентности, т.е. отказавшись от прежней самооценки ("отказавшись от себя"). Или же придется «принять вызов» и добиваться исполнения, соответствующего стандартам компетентности, установленным обществом, повысить качество исполнения, чтобы его оценка подтверждала самооценку. Объективный уровень социальной структуры личности составляют социальные роли и социальные статусы.