Лекция 9. 1. Специфика межличностной коммуникации

Межличностная коммуникация

Вопросы:

1. Специфика межличностной коммуникации.

2. Средства межличностной коммуникации.

3. Обратная связь.

4. Барьеры межличностной коммуникации.

1. Специфика межличностной коммуникации. О коммуникации можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле - это массовая коммуникация, которая является процессом передачи информации от коммуникатора к реципиенту, в качестве него может выступать аудитория или публика. В узком смысле – это межличностная коммуникация, представляющая собой процесс обмена различными представлениями, идеями, чувствами, знаниями, эмоциями, установками взаимодействующих между собой людей.

Специфика межличностной коммуникации заключается в том, в ходе ее, во-первых, происходит обмен информацией. Каждый из участвующих в этом процессе - активный субъект, поэтому взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности. «В коммуникативном процессе, - пишет Г. М. Андреева, - происходит не простое «движение информации», но как минимум активный обмен ею». По мнению чехословацкого психолога Я. Яноушека, главная «прибавка» в специфически человеческом объеме информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н.Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл.

Во-вторых, в процессе межличностной коммуникации осуществляется взаимовлияние партнеров посредством системы знаков. Знак изменяет состояние участников общения. Леонтьев А.А. писал, что «знак в общении подобен орудию в труде». Способность человека преобразовывать мир посредством слова - это способность преобразовывать его отношения с другими людьми.

В-третьих, межличностная коммуникация предполагает единую систему кодификации и декодификации. Это означает "говорение на одном языке" смыслов и чувств.

Модель коммуникативного процесса состоит из пяти элементов:

1. Кто передает сообщение – коммуникатор.

2. Что передается - сообщение, текст.

3. Как осуществляется передача - канал, способ.

4. Кому направлено сообщение – аудитория.

5. С каким эффектом – эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: