Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки предусмотрен ст. 88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого либо решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога. При подаче уточненной налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Дата представления уточненной декларации является началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки.

Цель камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

1) провести контроль за соблюдением налогового законодательства;

2) выявить и предотвратить налоговые правонарушения;

3) взыскать суммы неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;

4) привлечь виновных лиц к ответственности;

5) подготовить необходимую информацию в целях отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок является основной, приоритетной формой налогового контроля налоговых органов. Это направлено на значительное сокращение трудовых и материальных затрат на проведение выездных налоговых проверок.

Основными этапами проведения камеральной проверки являются:

1) проверка полноты представления налогоплательщиком документов;

2) проверка налоговой отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах;

3) проверка своевременности представления налоговой отчетности;

4) проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;

5) проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;

6) проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы.

Исходной информацией для проведения камеральных налоговых проверок являются:

1) данные налоговой декларации;

2) документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога;

3) сведения, полученные от органов государственной власти и местного самоуправления, от организаций, осуществляющих энерго-, водо-, теплоснабжение, услуги телефонной связи;

4) сведения, опубликованные в средствах массовой информации, Интернете и др.

С 1 января 2007 года налоговики должны проводить камеральную проверку только на основании документов, которые предоставил им налогоплательщик, а также документов, которые уже имеются у инспекции.

Установлены всего четыре вида документов, которые инспекция может дополнительно затребовать при проверке:

· документы, подтверждающие право на налоговые льготы;

· документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов по НДС в соответствии со ст.172 НК РФ;

· документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

· документы, которые плательщик должен представить вместе с декларацией, но не представил.

Эффективность камерального налогового контроля в значительной мере предопределяется содержанием действующих форм налоговых деклараций. Необходимо отметить, что к настоящему времени разработаны новые декларации по налогам. При их разработке преследовались следующие цели:

· декларация должна быть максимально сжатой и не содержать ничего лишнего;

· информация, содержащаяся в декларациях, должна давать максимальное количество "отправных точек" для налогового инспектора.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, которые содержатся в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие изменения в установленный срок. Проверяющие обязаны рассмотреть представленные пояснения и учесть их при вынесении решения.

По результатам камеральной проверки, которая выявила нарушения налогового законодательства составляется акт в течение 10 дней после окончания проверки. Этот акт вручается налогоплательщику в течение пяти дней с даты составления акта под расписку или передан иным способом. Дается возможность плательщику представить свои возражения на этот акт в течение 15 дней со дня получения акта. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений, и в согласованный срок передать в налоговый орган. Потом в течение 10 дней со дня истечения срока, не превышающего одного месяца, инспекция должна вынести решение. Налогоплательщик может участвовать при рассмотрении материалов проверки.

На до начисленные суммы доплат по налогам, выявленные в процессе проведения камеральной проверки, налоговый орган направляет требование налогоплательщику об уплате соответствующей суммы налога и пени. Пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки от неуплаченной суммы налога.

Камеральная проверка в настоящее время ведется в автоматическом режиме с соблюдением технологии работы в программном комплексе.

Инспектор налогового органа формирует графу «По данным ГНИ) во введенном ранее в базу данных расчете, автоматически подсчитывается сумма, подлежащая уплате в бюджет, с учетом ранее начисленных сумм по лицевой карточке плательщика за предыдущие отчетные периоды.

При проверке правильности исчисления налогооблагаемой базы на данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, который включает в себя:

проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы;

проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

взаимную увязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

При проведении камеральных налоговых проверок должностные лица налогового органа руководствуются НК РФ, а также методическими рекомендациями по проведению камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) по отдельным налогам и сборам, утвержденными Федеральной налоговой службой России.

Камеральный анализ показателей налоговых деклараций по видам налогов, других платежей в бюджет основан на применении следующих методов контроля:

метод, основанный на расчетах, соотношениях и сравнении (эффективен при автоматизированной обработке имеющейся информации и баз данных, сформированных на основании сведений, полученных из внутренних и внешних источников);

метод, основанный на знаниях, опыте и интуиции налоговых инспекторов.

В налоговом органе ведется автоматизированный арифметический контроль еще на стадии ввода показателей налоговых деклараций (расчетов). Используется база введенных данных. По показателям формируются списки организаций:

имеющих «нулевую» выручку от реализации продукции, убыток по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках»;

показавших сумму к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость;

длительное время не представляющих отчетность;

показавших сумму льготы по определенной строке налоговой декларации и так далее.

При проведении камеральной проверки отчетности каждой организации инспектор обязательно сверяет сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг, показанную в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» с аналогичными показателями в расчетах, указанных в декларациях по налогу на добавленную стоимость. В случае расхождения показателей инспектор осуществляет логический анализ его причин с учетом видов деятельности проверяемой организации.

В обязательном порядке при проверке расчетов земельного налога сверяются данные о площади земельных участков и назначении земель с их кадастровыми номерами, представляемых земельным комитетом.

При проверке деклараций по налогу на добавленную стоимость, в которых заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст.172 НК РФ правомерность налоговых вычетов.

При проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговый орган вправе истребовать документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты таких налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: