Порядок проведения выездной налоговой проверки

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. Они должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

При проведении выездных налоговых проверок (ст. 89) должностные лица налоговых органов должны руководствоваться положениями части первой Налогового кодекса РФ.

Цель выездной налоговой проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства, а также документальное подтверждение фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки.

Чтобы сократить количество безрезультатных налоговых проверок и вместе с этим трудовые и материальные затраты на их проведение, налоговые органы должны проводить тщательный отбор налогоплательщиков для включения в планы выездных налоговых проверок. Такой отбор осуществляется в настоящее время на основе информации, полученной в результате проведения камерального налогового контроля, на основе установленных критериев с использованием программных продуктов.

Безрезультатной считается такая налоговая проверка, в процессе осуществления которой не обнаружено никаких нарушений налогового законодательства.

Выездная налоговая проверка производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, при наличии письменного заявления лица, в отношении которого проводится проверка, либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. При необходимости может быть проведен осмотр, предусмотренный ст. 92 НК РФ.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, которые предшествуют году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.4 ст.89 НК РФ).

В отношении одного налогоплательщика в течение одного календарного года не может проводиться более двух выездных налоговых проверок. Назначить третью проверку, пусть даже по другим налогам и за другие периоды, можно только по решению руководителя ФНС России.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях до 6-ти месяцев. Основания для продления срока устанавливает ФНС.

Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке. Руководитель (заместитель) налогового органа может приостановить проведение налоговой проверки, но не более чем на 6 месяцев в следующих случаях:

1) истребования документов (информации);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Перед проведением выездной налоговой проверки ответственные должностные лица за ее проведение должны тщательно изучить всю имеющуюся в налоговом органе информацию о налогоплательщике (об открытых счетах, наличии филиалов, представительств, недвижимого имущества и транспортных средств, о физических объемах потребленных электро- и теплоэнергии и других материальных ресурсах, о соответствии уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности и другие сведения).

После изучения имеющейся информации составляется программа проведения выездной налоговой проверки, в которой указываются все вопросы, необходимые к рассмотрению в ходе проверки. Перечень вопросов, подлежащих проверке в организации, утверждается руководителем налогового органа. Он является результатом пред проверочной подготовки выездной налоговой проверки.

Не позднее, чем за три дня до начала выездной налоговой проверки налогоплательщику должно быть направлено письменное уведомление о ее предстоящем проведении по установленной форме.

При наличии у налоговых органов достаточных оснований предполагать возможность принятия налогоплательщиком мер, направленных на сокрытие объектов налогообложения или иных мер, затрудняющих проведение проверки, указанное уведомление налогоплательщику не направляется.

По прибытию на объект проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю организации или индивидуальному предпринимателю служебные удостоверения, а также решение руководителя (по установленной форме) налогового органа (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки. Дата предъявления решения руководителю организации или индивидуальному предпринимателю является датой начала проверки.

Факт предъявления решения удостоверяется подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя на экземпляре данного решения после слов «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен» с указанием соответствующей даты.

В случае отказа от подписи на экземпляре решения делается соответствующая запись «От подписи, удостоверяющей предъявление настоящего решения, отказался». Эта запись заверяется подписью должностного лица организации или индивидуального предпринимателя.

Должностное лицо, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. В процессе выездной налоговой проверки исследуются те документы, которые имеют значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты или перечисления налогов в соответствующие бюджеты, а также для принятия правильного решения по результатам проверки.

Объектами проверки являются следующие документы:

§ устав организации;

§ учредительные документы;

§ документ, подтверждающий государственную регистрацию организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;

§ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

§ налоговые декларации;

§ документы бухгалтерской отчетности организации;

§ договоры (контракты);

§ банковские и кассовые документы;

§ накладные на отпуск материальных ценностей;

§ акты выполненных работ;

§ счета-фактуры и другие первичные документы, подтверждающие факты проведения хозяйственных операций;

§ учетные регистры (главная книга, книга доходов и расходов);

§ журналы-ордера, ведомости и другие документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов.

В процессе проверки устанавливается соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов. Проверка каждого учетного документа включает в себя:

формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения правил его оформления, установленных действующим законодательством для соответствующих документов;

арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчетов количественных (суммовых) показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах (как правило осуществляется выборочным методом);

правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие документа действующему на момент совершения операции законодательству.

При наличии у проверяющих должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, установленном ст. 94 НК РФ.

При выемке документов проверяющими лицами составляется протокол, в котором должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые по его требованию должны быть внесены в акт.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

При необходимости проверяющие должностные лица в соответствии со ст. 31 НК РФ могут провести инвентаризацию имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, которые содержатся в документах.

Если возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то налоговым органом могут быть истребованы документы у этих лиц, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

В процессе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика проверяющими на основе имеющихся документов и сведений, фактических данных, полученных в ходе проведения налогового контроля (осмотра территории и помещений налогоплательщика, инвентаризации, опроса свидетелей и т.д.) осуществляются следующие действия:

анализируется финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, имеющая значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности перечисления налогов, сборов, предусмотренным действующим законодательством, в соответствующие бюджеты;

выявляются искажения и противоречия в содержании исследуемых документов, несоответствие информации о количестве счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных учреждениях, количестве филиалов и представительств, имеющейся у налоговых органов, факты нарушения порядка ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бухгалтерской и налоговой отчетности, анализируется влияние указанных нарушений на формирование налоговой базы;

устанавливаются факты занижения налоговой базы, а также иных налоговых правонарушений;

формируется доказательная база по фактам выявленных налоговых правонарушений;

производится доначисление сумм, не исчисленных (неправильно исчисленных) налогов, сборов;

устанавливается сумма налога, не перечисленного налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации.

С целью получения подобного рода информации налоговым органом должны быть заблаговременно направлены запросы в соответствующие органы.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения, и вручает её налогоплательщику (ст. 89 НК РФ). Датой окончания налоговой проверки является дата составления поверяющими справки. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Окончательным этапом проведения выездной налоговой проверки является оформление акта, который составляется в течение двух месяцев со дня составления справки. Акт, составленный по установленной форме, подписывается лицами, проводившими налоговую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). В случае отказа проверяемого лица (его представителя) подписать акт в акте налоговой проверки делается запись об этом.

Форма и требования к составлению акта устанавливаются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В акте налоговой проверки указываются:

1) дата налоговой проверки (дата подписания акта лицами, проводившими проверку);

2) полное и сокращенное наименование организации либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения её обособленного подразделения наряду с наименованием организации указывается полное и сокращенное наименования подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

5) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

6) период, за который проведена проверка;

7) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

8) дата начала и окончания налоговой проверки;

9) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

10) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

11) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

12) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения налогового законодательства.

К акту выездной налоговой проверки должны быть приложены:

решение руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

копия требования налогоплательщику о предоставлении необходимых для проверки документов;

уточненные расчеты по видам налогов и сборов, составленные проверяющими в связи с выявлением налоговых правонарушений (должны быть подписаны проверяющими и руководителем организации);

акты инвентаризации имущества, заключение эксперта, протоколы допроса свидетелей, осмотра помещений, используемых налогоплательщиком в своей деятельности, материалы встречных проверок и другие материалы в случае проведения соответствующих мероприятий;

справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по окончании проверки;

другие документы, подтверждающие наличие фактов нарушения налогового законодательства и имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений и для принятия правильного решения по результатам проверки.

Акт выездной налоговой проверки подписывается проверяющими и руководителем организации.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации либо индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом.

Налогоплательщик имеет право не согласиться с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. В течение 15 дней со дня получения акта проверки он может представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по отдельным его положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), которые подтверждают обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

В течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока со дня получения акта налоговой проверки проверяемым лицом руководитель (его заместитель) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и выносит в соответствии со ст. 101 НК РФ одно из следующих решений:

§ о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

§ об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В десятидневный срок со дня вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу, пени и налоговым санкциям. Копия решения и требование вручается налогоплательщику под расписку или направляется заказным письмом. После истечения установленного срока на добровольную уплату налоговый орган направляет в банк инкассовое поручение на бесспорное списание средств со счета налогоплательщика или обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции в соответствии с первой частью НК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: