Возврат излишне взысканной суммы налогов, сборов и пошлин

Возврат излишне уплаченной суммы производится налоговым органом в случае отсутствия у плательщика неисполненного обязательства или неуплаченных пеней; производится без начисления % на эту сумму. Возврат производится на основании письменного заявления плательщика, которое подается не позднее 3-х лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится налоговым органом в течение 1 месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате.

Возврат излишне взысканной суммы налога производится в той валюте, в которой законодательством предусмотрена уплата этих налогов.

Тема 4. Налоговый контроль

Вопросы к теме:

1. Понятие и формы налогового контроля. Система органов, осуществляющих налоговый контроль.

2. Понятие и виды налоговых проверок.

3. Порядок назначения и проведения налоговой проверки.

4. Оформление результатов налоговой проверки.

Ст. 64-79 НК

 

1. Понятие и формы налогового контроля. Система органов, осуществляющих налоговый контроль:

Налоговый контроль – это система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий.

Формы налогового контроля:

1. Учет плательщиков (иных обязанных лиц);

2. Налоговая проверка;

3. Мониторинг и опрос плательщиков и других лиц;

4. Проверка данных учета и отчетности;

5. Анализ информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права;

6. Осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли) и т.д.

Система органов, осуществляющих налоговый контроль:

1. МНС и его инспекции;

2. ГТК и его органы: осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь;

3. Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь: осуществляют проверку полноты уплаты в бюджет сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; вместе с таможенными органами осуществляют контроль за уплатой сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств.

 

2. Понятие и виды налоговых проверок:

Налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая соответствующими контрольно-надзорными государственными органами с целью предупреждения и устранения нарушений, а также привлечения к ответственности.

Виды налоговых проверок:

1. Камеральные проверки: проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

2. Выездные проверки: проводится, как правило, должностными лицами налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица).

2.1 дополнительные: назначается в случае получения ответов от государственных органов, иных организаций по направленным в их адрес запросам, а также поступления информации от налоговых органов других государств либо по их запросам, а также если есть возражения по акту или справке проверки либо жалоба на решения налогового органа или несоблюдение должностным лицом налогового органа установленного порядка назначения и проведения проверок:

а) проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам), для признания государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей недействительной, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;

б) проверки государственных органов;

в) тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением нотариусов, а также адвокатов, лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма): проводятся в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности, в том числе в целях установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности, сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб организаций и физических лиц;

г) в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

д) проверки, проводимые при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;

е) проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение срока, определенного частью второй пункта 2 статьи 81 настоящего Кодекса;

2.2 выездные встречные проверки плательщиков (иных обязанных лиц): проводится в целях установления (подтверждения) факта и содержания операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся проверки.

2.3 контрольные проверки: проводятся для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки.

Общий срок проведения выездной проверки не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа.

Проверки также подразделяются на:

1. плановые проверки;

2. внеплановые проверки: могут проводиться:

· по поручению Президента Республики Беларусь;

· Комитетом государственного контроля

· по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;

· при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля и т.д.

Запрещается проведение плановых проверок в течение 2-х лет со дня:

1. государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

2. присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

3. создания – представительств иностранных организаций;

4. первоначальной выдачи свидетельства о регистрации – лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;

5. первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Периодичность налоговых проверок субъектов, относящихся:

· к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в 2 календарных года (включая год, в котором проводилась плановая проверка);

· к средней группе риска, – не чаще одного раза в 3 календарных года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в 5 календарных лет (включая год, в котором проводилась плановая проверка);

· к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 календарных лет.

Плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, должны проводиться одним и тем же контролирующим (надзорным) органом и его структурным подразделением (территориальным органом, подчиненной организацией) не чаще одного раза в 5 календарных лет.

 

3. Порядок назначения и проведения налоговой проверки:

Выездная проверка проводится налоговыми органами на основании предписания руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку, заверенного печатью налогового органа или оформленного на фирменном бланке.

Перед началом проведения выездной проверки должностное лицо налогового органа, проводящее проверку (лицо, возглавляющее группу), обязано предъявить плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

Налоговые органы на договорной основе вправе привлечь эксперта, специалиста, если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, а также вправе вызывать плательщика (иное обязанное лицо) – физическое лицо, а также любое иное физическое лицо (в том числе должностное), имеющее документы и (или) информацию о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого плательщика (иного обязанного лица).

При недопущении должностного лица налогового органа, проводящего проверку, на указанные территории или в помещения должностным лицом налогового органа составляется акт.

Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) влечет административную ответственность.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацие й, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (иного обязанного лица), на безвозмездной основе необходимые для проверки документы и (или) информацию, в том числе в электронном виде.

Изъятие оригиналов документов производится в случаях:

1. невозможности снятия с них копий (представления выписок из них);

2. отказа проверяемого субъекта представить заверенные в установленном порядке копии документов (выписки из них);

3. необходимости проведения экспертизы (исследования) документов в целях установления их подлинности на основании постановления налогового органа, проводящего проверку

Изъятие проводится в присутствии плательщика (иного обязанного лица) или его представителя, а в случае их отсутствия – в присутствии не менее двух понятых.

 

4. Оформление результатов налоговой проверки:

По результатам проверки должностным лицом налогового органа составляются акт (если были выявлены нарушения) или справка (если нет нарушений) проверки по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. По фактам выявленных нарушений должностным лицом налогового органа в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Результаты камеральной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства, документально не оформляются.

Акт или справка проверки подписываются должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, а также:

1. руководителем плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии – иным представителем плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации) либо плательщиком – физическим лицом, при его отсутствии – представителем плательщика – физического лица;

2. лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации).

Акт или справка проверки вручаются под роспись (направляются заказным письмом с уведомлением о вручении) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю. Если отказывается подписать – делается отметка в акте ил справке.

Лица вправе подписать акт или справку проверки с указанием на наличие возражений по акту или справке и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта или справки проверки представить в письменном виде эти возражения.

Должностное лицо в течение 15 рабочих дней по возражениям составляет письменное заключение, которое направляется плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись.

На основании акта проверки в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю акта или заключения руководителем (его заместителем) налогового органа в пределах его компетенции выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.

Решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, вручаются под роспись (направляются заказным письмом с уведомлением о вручении) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: