Безопасность жизнедеятельности
Одним из этапов создания двигателей летательных аппаратов являются испытания, в которых принимают участие значительное число инженерно-технических работников.
Объектами испытания могут быть как различного рода авиационные двигатели (турбореактивные, двухконтурные иди турбовентиляторные, турбовинтовые, прямоточные), так и реактивные ускорители, пороховые и жидкостные ракетные двигатели и другие современные двигатели летательных аппаратов.
Различного рода испытания авиационной техники относятся к завершающим стадиям производства двигателей летательных аппаратов. Эти испытания проводятся на авиационных предприятиях, в отдельных производственных зданиях, сооружение и эксплуатация которых регламентируется общесоюзными нормами и правилами по технике безопасности, производственной санитарии и строительными нормами и правилами проектирования промышленных предприятий.
При проведении испытаний необходимо соблюдать ряд предупредительных и защитных мер, обеспечивающих защиту окружающей среды и безопасность персонала, занятого на испытательных станциях. Кроме того, при размещении испытательных станций, лабораторий, отдельных испытательных установок должны выполняться определенные требования по созданию нормальных условий труда и отдыха местных жителей в районах расположения этих сооружений.
|
|
Создание испытательных станций зачастую оказывается не менее сложной задачей, чем создание двигателя летательного аппарата.
Опасные и вредные производственные факторы, сопутствующие испытаниям.
Испытания двигателей летательных аппаратов и большинства их агрегатов сопровождаются следующими вредными для жизни и деятельности человека явлениями:
1.Наличие высокотемпературной выхлопной струи продуктов сгорания, т.е. наличие открытого источника огня с температурой свыше 1000° С.
2.Высокотемпературный рабочий процесс горения, при котором несмотря на защитные кожухи и системы охлаждения, отдельные узлы двигателя (камеры сгорания, форсажные камеры) нагреваются в процессе испытания до высоких температур. Это создает опасность пожара при попадании на разогретые поверхности двигателя топлива из-за подтеканий или нарушения герметичности топливопроводов.
3.Большой удельный расход топлива, который может возрастать весьма значительно (в 10-15 раз) увеличивает вероятность пожара, а для некоторых видов испытаний, где необходимо подогревать топливо, чтобы имитировать его аэродинамический нагрев, эта опасность возрастает еще больше,
4.Высокие обороты таких вращающихся узлов двигателя, как диски с лопатками компрессоров и турбин, воздушные винты и другие, под воздействием термической и механической нагрузки вызывают опасность разрушения этих узлов и отрыва от двигателя вращающихся с высокой скоростью масс значительного веса и габаритов. Вероятность таких разрушений возрастает при испытании еще не доведенных опытных конструкций двигателей или при испытании этих узлов отдельно от двигателя в исследовательских целях.
|
|
5.Высокий уровень шума, который создается вследствие турбулентного истечения продуктов сгорания из сопла двигателя, а также возмущения воздушного потока в плоскости вращения лопастей винта. Двигатель современного летательного аппарата создает уровень шума, превышающий порог болевого ощущения. Уровень шума в значительной степени зависит от скорости истечения выхлопной струи продуктов сгорания, а звуковая мощность зависит также от расхода воздуха по тракту двигателя и некоторых конструктивных особенностей двигателя.
6.Наличие вибраций двигателя, его отдельных узлов и испытательного стенда (установки), возникающих при пульсации газовоздушного потока и из-за неуравновешенности вращающихся масс отдельных узлов двигателя. Вибрации могут оказывать неблагоприятные воздействия на персонал, обслуживающий испытательный стенд и на строительные конструкции испытательной станции.
7.Опасные и вредные для обслуживающего персонала и окружающей среды агрессивные и токсичные жидкости, которые в результате аварий, пролива или нарушения герметизации способны загрязнять почвы и водоемы.
Все перечисленные явления создают определенные опасности для обслуживающего персонала испытательной станции, затрудняют обслуживание испытательных установок, загрязняют окружающую среду и должны быть учтены при разработке мероприятий по охране труда.