Пожарная безопасность испытательных станций

Пожарная безопасность на испытательных станциях обусловливается:

1) значительным расходом топлива (до нескольких десятков килограммов в секунду);

2) наличием открытого факела огня во время испытания двигателей или агрегатов;

3) утечкой топлива из соединений топливной магистрали и арматуры;

4) разливом топлива при аварийных режимах в процессе испытаний двигателя;

5) выполнением ремонтных и других работ с применением открытого огня;

6) применением искрообразующего инструмента и инвентаря;

7) неисправностью электрооборудования, вызывающей короткое замыкание в электроцепи с образованием искр, разрядов и т.п.

Пожар на испытуемом двигателе или агрегате часто возникает из-за попадания топлива на разогретые части двигателя вследствие нарушения герметичности трубопроводов. При возникновении пожара следует изолировать очаг от окружающего оборудования и помещений. Все каналы и шахты, которые соединяют одно помещение с другим или с атмосферой, следует закрывать заслонками о механическим приводом.

На испытательных станциях имеются аварийные емкости для слива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в случае аварии или пожара.

Чтобы предотвратить переход горения в аварийную емкость, на спускных линиях следует устанавливать огнепреградители (рисунок 6.6) гидравлические затворы и т.п.

Огнепреградители используются для предотвращения распространения пламени в трубопроводах и магистралях о горючими смесями, В корпусе огнепреградителя находится пламягасящий элемент (гравий, фарфоровые или стеклянные шарики, сетка и т.п.) о такими мелкими отверстиями или каналами, через которые пламя распространяться не может.

Дня перекрытия сечения трубопроводов используются автоматические задвижки и шиберы, которые снабжаются автоматическим приводом, состоящим из датчика (реагирующего на температуру, излучение пламени или дым), промежуточных и исполнительных элементов. Технологическое оборудование, агрегаты и аппараты, в которых в процессе работы могут создаваться взрыво- и пожароопасные смеси, должны быть герметичны и оснащены контрольно-измерительными приборами, предохранительными клапанами и другими устройствами, предотвращающими возможность повышения температуры и давления сверх допустимых величин.

Легковоспламеняющиеся жидкости разрешается хранить только в металлических или стеклянных сосудах.

Меры, предупреждающие возникновение пожаров и их распространение при хранении жидкостей в таре, заключается в следующем:

а) запрещается совместное хранение самовозгорающихся жидкостей с другими жидкостями;

б) запрещается пользоваться инструментом (например, при открывании тары), изготовленным из искрообразующего материала;

в) хранилища должны быть оборудованы вентиляцией в соответствии с противопожарными требованиями;

г) запрещается совместное хранение порожней тары с заполненной;

д) применять электроосветительные приборы следует во взрыво- защищенном исполнении в помещениях, где хранятся легковоспламеня- ющиеся жидкости, и в пыленепроницаемом исполнении в помещениях, где хранятся горючие жидкости;

е) обеспечивать хранилища необходимыми средствами для тушения пожара.

1 - корпус; 2 - пламягасящий элемент; 3 - опорное кольцо

Рисунок 6.6 - Огнепреградитель

В качестве противопожарных средств в этом случае используются химические и углекислотные огнетушители, противопожарный водопровод, а также стационарные системы автоматического тушения пожара. 

Тушение горящих жидкостей производится различными огнега- сителыными средствами и способами в зависимости от свойств жидкостей. Огнегасительными средствами служат химическая или воздушномеханическая пена, негорючие газы и пары. Негорючие газы и пары нужно подавать по стационарным трубопроводам к каждому аппарату иди емкости.

Противопожарная защита при испытании двигателей летательных аппаратов от случайного возгорания пролитых компонентов топлива в газоотводящих лотках стендового сооружения осуществляется путем создания кольцевой водяной завесы, а также ликвидации пожара на поверхности стендового сооружения струями воды, подаваемыми из лафетных пожарных стволов к очагам огня. Противопожарная защита стенда состоит из насосных агрегатов, всасывающего и напорного коллекторов, бассейна с технологической водой, гидроарматуры, кольцевого коллектора водяной завесы, лафетных стволов и системы дистанционного управления и контроля. Кольцевой коллектор, расположенный на пусковом устройстве или на технологической площадке и окружающий двигатель летательного аппарата, имеет ряд насадок для создания водяной завесы. Лафетные стволы способны подниматься и опускаться в вертикальной плоскости и поворачиваться влево и вправо; маневр лафетных стволов осуществляется силовой гидропередачей, управляемой дистанционно. Управление лафетными стволами, открытием и закрытием гидравлических вентилей с электрическим и электромагнитным приводом осуществляется также дистанционно с пульта управления. В качестве огнетушащих веществ вместо воды в отдельных случаях может применяться азот, углекислота, сухие химические порошки и другие огнегасительные составы. При возникновении пожара применять газовое тушение можно только после полной эвакуации людей из помещения, где возник пожар, и после того, как будет установлено, что аварийный слив топлива выключен, все двери закрыты и включена система оповещения, а также включен аварийный пожарный клапан в боксе для прекращения поступления топлива в двигатель, закрыты кабинные ворота и заслонка эжекторной трубы, преграждающие доступ воздуха в бокс.

Помимо стационарных противопожарных средств на испытательных станциях и в лабораториях имеются дополнительные противопожарные средства и пожарный инвентарь, расположенные на видных местах, умелое использование которых, а также выполнение всех противопожарных требований и инструкций входит в обязанности инженерно-технического персонала испытательных станций и установок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: