Требования охраны труда к устройству испытательных станций

При разработке генерального плана по размещению испытательных станций, лабораторий и отдельных испытательных установок необходимо оставлять между ними и жилыми и общественными зданиями санитарно-защитную зону. Величина этой зоны определяется в зависимости от предельно допустимых значений уровня звукового давления и спектра шума у жилых и общественных зданий и уровня шума на испытательных станциях, лабораториях и установках. Выбранная санитарно-защитная зона с учетом рассеяния вредных веществ в атмосферном воздухе подлежит согласованию с органами Государственной санитарной инспекции.

Отдельные испытательные установки по согласованию с органами Государственного надзора можно располагать не ближе 3 км от населенных пунктов. При этом обслуживающий персонал испытательной установки во время проведения испытаний размещается в изолированных от шума и вредных веществ помещениях.

Испытательные станции и установки располагаются за естественными и искусственными укрытиями и не следует размещать их на участках, возвышенных как по отношению к окружающим производственным зданиям, так и по отношению к ближайшим населенным пунктам.

Испытательные станции, лаборатории или отдельные испытательные установки располагают с подветренной стороны по отношению к ближайшему жилому району. Преобладающее направление ветра определяется по средней розе ветров теплого периода года, по данным многолетних наблюдений.

Испытательные станции, лаборатории и отдельные установки следует располагать как можно дальше от производственных зданий и цехов, базирующихся на территории авиационного предприятия.

Место забора воздуха для вентиляции испытательных станций, а также всасывающие шахты и другие устройства для притока воздуха размещаются о наветренной стороны по отношению к выхлопным устройствам станции, лаборатории и отдельным испытательным установкам. Помещения испытательной станции, в которых используются различные токсичные и агрессивные жидкости, пары которых загрязняют воздушную среду, следует располагать с подветренной стороны по отношению к другим производственным зданиям.

В связи с большим расходом топлива, потребляемого в процессе испытания, для испытательных станций, лабораторий и установок предусматривают систему централизованного топливоснабжения, которая состоит из подающих трубопроводов, арматуры, насосов и емкостей топлива, и располагается вне здания испытательной станции. Подача топлива осуществляется из основного или промежуточного топливохранилища. К этим складам для хранения агрессивных и токсичных жидкостей предъявляются определенные требования.

По своему назначению склады для хранения агрессивных и токсичных жидкостей могут различаться в зависимости от количества жидкости, хранящейся на складе. При размещении складов с токсичными или агрессивными жидкостями между этими складами и другими зданиями и сооружениями устанавливаются определенные расстояния. Е личина этих расстояний зависит от степени огнестойкости складов и их емкости. Склады с подобными жидкостями относятся согласно противопожарных норм к 4 и 5 группам огнестойкости. В связи с этим между соседними складами устанавливается расстояние не менее 25 метров.

Для складов, емкость которых более 1000 м, разрывы определяются специальными техническими условиями. Склады могут быть выполнены в наземном, полуподземном и подземном вариантах (рисунок 6.1).

Полуподземное и подземное хранение агрессивных и токсичных жидкостей наряду с многими положительными сторонами имеют и отрицательные стороны, к которым следует отнести отсутствие необходимых условий для наружных осмотров самих резервуаров, а также трудность обнаружения возможных течей, которые особенно опасны, ибо в результате их может быть заражена большая территория. Для предотвращения подобных явлений в котлован, перед установкой опор емкостей, под шоры устанавливают сварные противни, соединенные о помощью трубопровода со сборным колодцем. При размещении емкостей необходимо учитывать, что совместное хранение противоположных по физико-химическим свойствам жидкостей (т.е. горючих и окислителей) на одном складе недопустимо, т.к. при случайных соединениях такого рода жидкостей возможны пожары и взрывы.

а) - наземное хранение; б) - полуподземное хранение; в) подземное хранение; 1 - цельносварные сборники; 2 - трубопровод; 3 - сборный колодец

Рисунок 6.1 - Варианты хранения агрессивных и токсичных жидкостей

Как правило, склады устраиваются открытого типа. Хранение же большинства емкостей в складах закрытого типа нецелесообразно, так как их физико-химические свойства в процессе хранения требуют поддержания постоянной температуре и наличия системы охлаждения, а также подогревания и разбавления жидкостей. Емкости, арматуру и трубопроводы следует изготавливать из материалов, стойких к действию того компонента, который предполагается в них хранить.

Конструкции емкостей относительно просты и зависят в основном от объема, давления и технологических особенностей их использования.

Под залив жидкостью допускаются только цельносварные емкости с обязательным контролем качества сварных швов. При установке емкостей на места опор рассчитывают так, чтобы они не попадали на сварные швы. В емкостях большого объема, кроме того, устраиваются смотровые люки или лазы, необходимые для проведения работ во внутренней полости. Размер смотровых люков из соображений безопасности должен быть не меньше 600 мм в диаметре.

Помимо основных емкостей для хранения топлива на каждом складе устанавливаются резервные (сливные) емкости из расчета: одна сливная емкость на пять рабочих, которая предназначена для быстрого освобождения рабочей емкости на случай профилактики или ремонта. Резервная емкость по уровню устанавливается ниже рабочей. Емкости для хранения жидкостей, трубопроводы и арматура изготавливаются из материалов, стойких к действию тех жидкостей, которые в них находятся. Необходимо также иметь в виду, что если хранение одних жидкостей осуществляется при свободном сообщении с атмосферой, то другие хранятся под избыточном давлением какого либо инертного газа.

В этом случае свободное пространство над жидкостью заполняется инертным газом (азотом, гелием, углекислым газом) для того; чтобы предотвратить как окислительное действие кислорода (воздуха) на подобные жидкости, так и сорбирование из воздуха частичек влаги.

С целью уменьшения выделения в окружающую среду паров агрессивных и токсичных жидкостей, при дренажировании заполняемых емкостей, все сливо-наливные операции проводятся только закрытым способом (рисунок 6.2).

Рисунок 6.2 - Закрытый способ слива топлива

При закрытом способе ведения сливо-наливных работ газовые пространства сливаемой и наполняемой емкостей соединяются между собой. А для предотвращения накопления зарядов статического электричества при движении по трубопроводам горючих жидкостей все оборудование, емкости и трубопроводы заземляются. 

Во избежании постоянного нахождения трубопроводов и арматуры в заполненном компонентами состоянии емкости оборудуются верхним сливом и наливом. При этом трубопроводы и арматура после заполнения или опорожнения резервуаров остаются пустыми. Территория склада устилается стойкими к действию отдельных агрессивных или токсичных жидкостей покрытиями о уклонами и трапами. По краям покрытой устраиваются бортики высотой не менее 200 мм.

Джя защиты от прямого попадания солнечных лучей над емкостями устанавливаются навесы. Вокруг площади, на которой расположены емкости для хранения жидкостей (по периметру), устраиваются защитные стенки, углубления или валы для предотвращения разлива жидкостей за границы территории склада в случае аварии или течи (рисунок 6.3). Внутренняя полость создаваемого углубления делается в виде железобетонного поддона (стойкого к действию топлива) с уклонами в сторону трапов.

Насосы для перекачки агрессивных и токсичных жидкостей располагаются на открытом бетонном основании под навесом, а управление как насосами, так и подачей давления - дистанционное.

а) - защитная стенка: б) - углубление; в) - обваловывание: I - сток в аварийную емкость или нейтрализатор

Рисунок 6.3 - Защитные устройства против разлива жидкостей в случае аварии или течи

Для организованного сливо-наливного фронта из железнодорожных цистерн пути прокладываются с таким расчетом, чтобы к складам подходили отдельные ветки, не пересекающиеся друг с другом. По всему сливному фронту также предусматриваются поддоны для отвода топлива в случае возможных проливов и течей. Сливы из поддонов соединены со специальной канализацией.

При централизованном снабжении агрессивными и токсичными жидкостями отдельных потребителей их соединяют со складами магистральных трубопроводов, прокладка которых может проводиться в земле, по поверхности земли и над землей. Наиболее целесообразным способом прокладки с точки зрения безопасной эксплуатации и профилактического обслуживания следует считать наземную прокладку трубопроводов. Трубопроводы монтируются с обязательным соблюдением уклонов (желательно в сторону склада) для слива остатков жидкостей после прекращения их подачи.

Все установки для испытания двигателей или их агрегатов, во время работы которых возможны разрушения отдельных узлов и деталей, а также пожары и взрывы, располагаются в отдельно изолированных помещениях-боксах. Пульты управления такими установками размещают в кабинах наблюдения, изолированных от бокса капитальной стеной. Строительные конструкции для помещений испытательных станций, лабораторий и установок должны надежно защищать обслуживающий персонал.

Конструкции стоков, помещений испытательных станций и установок рассчитываются на длительное воздействие всех ударных вибрационных, аэродинамических и других нагрузок, возникающих вследствие разности давлений воздуха, пульсации газо-воздушного потока, разрушения двигателя и т.д.

Боксы и помещения для испытательных станций и установок, а также кабины наблюдения и помещения, в которых размещена топливная

аппаратура, располагаются у наружных стен здания. Они должны иметь въездные ворота и дополнительный выход в кабину наблюдения или от-дельный наружный выход, которые располагаются в противоположном направлении по отношению к въездным воротам. Кроме того, должны быть предусмотрены аварийные эвакуационные выходы. При этом необходимо обеспечить звукоизоляцию, чтобы надежно защитить персонал испытательной станции от шума и в случае аварийных ситуаций. На окнах наблюдения применяются экранированные стекла с толщиной не менее 80 мм. При испытании опытных конструкций двигателей или их агрегатов, когда возрастает вероятность их разрушения в зоне испытательной установки, применяются металлические щиты или щиты из бронестекла. Окна наблюдения не следует располагать в зоне вращающихся узлов двигателя или агрегата. Обслуживающие площадки я мостики вокруг испытательных установок ограждаются предохранительными поручнями высотой не менее 900 мм. Стендовые лестницы к этим площадкам и мостикам имеют угол наклона не более 45°. Рабочую поверхность площадок, трапов, мостиков и ступеней лестниц покрывают рифленой листовой сталью, чтобы устранить опасность падения людей. Такие настилы можно изготавливать в виде решеток из стальных пластин, поставленных на ребро, с ячейками не более 20x20 мм.

Поверхность пола и обслуживающих площадок не должна быть скользкой при попадании на них масла, топлива и воды. Для предупреждения несчастных случаев при проведении регулировочно-наладочных работ на испытательной установке используются постоянные, съемные, накидные ограждения и защитные устройства в виде металлических каркасов, обтянутых сеткой. Они устанавливаются между соплом и эжекторной трубой, а также на входном устройстве двигателя или агрегата.

Баллоны со сжатыми газами устанавливаются в отдельном одноэтажном помещении, при входе в которое необходимо вмонтировать газоанализаторы для контроля воздушной среды в этом помещении. При выполнении монтажно-сборочных и других производственных операций подъем и перемещение грузов весом более 20 кг осуществляется подъемно-транспортными устройствами. Все сосуды, аппараты, трубопроводы, работающие под давлением, а также вое подъемно-транспортные устройства должны изготавливаться и монтироваться в соответствии с действующими нормами и правилами охраны труда.

На испытательных станциях используются аварийные выключатели для экстренной остановки подъемно-транспортного оборудования при отказе обычного управления или при временном отключении электроэнергии. Все оборудование имеющее токоприемники и сети электроэнергии, а также топливопроводы имеют защитное заземление и заявление, а переносные светильники питаются от сети напряжения не свыше 42 В.

Испытательный объект обычно равномерно освещен со всех сторон, причем освещенность должна быть не ниже 200 лк. Все светильники снабжаются защитными стеклами. Предусматривается возможность группового включения светильников, а также аварийного освещения испытательной станции о независимым от общезаводского электроснабжения питанием, например, от аккумуляторных батарей стендовой системы запуска двигателя. Испытательные станции, установки и боксы оборудуются предупредительной звуковой и световой сигнализацией, извещающей персонал о начале испытаний и о необходимости покинуть помещения и принять меры по обеспечению безопасности труда.

Испытательные станции и установки снабжаются переговорными устройствами и телефонной связью с администрацией предприятия, медпунктом и пожарной охраной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: