Левитан Исаак Ильич (1860-1900)

Один из ярких представителей русской пейзажной живописи. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Участник Товарищества передвижников. Основатель так называемого «лирико-эпического пейзажа», отличительной особенностью которого являлась тонкая передача состояния природы, выражение в ней человеческих чувств и переживаний.

С первых лет обучения юноша привлек внимание преподавателей школы, среди которых были известные русские художники Саврасов и Поленов, своим исключительным талантом. Левитана отличала способность тонко чувствовать состояние природы, выражать в нем человеческие чувства и переживания. Именно эта особенность таланта художника проявилась в картине «Осенний день. Сокольники», написанной в 1879 году. Это полотно для своей коллекции приобрел известный меценат Третьяков. Сам Левитан с тех пор вошел в русскую живопись как мастер «пейзажа настроения».

С 1884 года Левитан регулярно участвует в выставках Товарищества передвижников. А с 1891 становится постоянным членом Товарищества.

В 1886 и 1888 годах Левитан совершает две творческие поездки на Волгу. Под впечатлением от великой русской реки художник пишет картины «Вечер на Волге» (1886-1888), «Вечер. Золотой плес» (1889), «После дождя. Плес» (1889). Эти произведения дали новое направление развитию творчества художника: они являются первыми попытками создания лирико-эпического пейзажа.

1890-е годы являются периодом расцвета творчества Левитана. В 1892 году были написаны три известнейших его произведения — «Вечерний звон», «У омута», «Владимирка». И если в «Вечернем звоне» ощущались красота и гармония бытия, то далее в творчестве художника настроение становится все более тревожно-тоскливым. Этюд к картине «У омута» был написан Левитаном в имении баронессы Вульф Берново. По преданиям здесь, у плотины в омуте, утопилась крепостная девушка, насильно разлученная с возлюбленным, отданным в солдаты. В картине «Владимирка» Левитан изобразил Владимирский тракт— дорогу, по которой прошли многие тысячи ссыльных, перегоняемых по этапу в Сибирь. Это произведение обретает глубокий социальный смысл: в нем художник воплотил скорбь и страдания народа. Не менее трагична по восприятию картина «Над вечным покоем», написанная в 1894 году. В ней Левитан передает одиночество человека, его ничтожность перед бесконечно великой природой. Картина «Над вечным покоем» - философские размышления художника над проблемами жизни и смерти, бытия человека в природе.

Начиная со второй полвины 1890-х годов в творчестве художника депрессия сменяется эмоциональным подъемом. Исаак Ильич сумел преодолеть душевный разлад, отчаяние и вернуться к жизни, что сразу же отразилось в картинах «Свежий ветер. Волга», «Март», «Золотая осень». В 1897 году была создана одна из наиболее трогательных картин художника — «Весна. Большая вода».

С 1898 года Левитан преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В последние годы жизни, будучи уже серьезно больным, Исаак Ильич достиг поразительного совершенства и простоты в изображении природы, а тема русской деревни становится ведущей в творчестве художника. Среди наиболее известных произведений – картины «Лунная ночь. Деревня» (1897), «Сумерки» (1899), «Летний вечер» (1900), «Последние лучи солнца» (1899). Эти последние произведения очень любил Чехов. Об этих картинах писатель говорил: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел. До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: