Открыв систему счетов, бухгалтер может регистрировать, учитывать любое количество ХО. После того, как последняя в отчетном месяце ХО была отражена на счете, бухгалтер подводит итоги записанных сумм изменений по Д и К каждого счета. Итоги сумм ХО на счете называются ДО и КО. Обороты за месяц не включают в себя начальное сальдо, которое специально отделяется от остальных частей счета, и является самостоятельным показателем.
После того, как выведены остатки по всем счетам на конец месяца, можно приступать к составлению баланса на конец отчетного периода. Так как учет ведется непрерывно, то конечное сальдо счета за предыдущий месяц является начальным сальдо счета в следующем месяце.
Подытожим вышесказанное в отношении связи счетов с балансом:
1) счета открываются к статьям баланса,
2) на счете в виде начального сальдо записываются суммы из баланса,
3) при перенесении сальдо необходимо соблюдать правило: если название счета и сумма взяты из А баланса, то есть из левой части, то и на счете сумма остатка будет записываться в левой части (по Д); если название счета и сумма взяты из П баланса, то есть из правой части, то и на счете сумма остатка будет записываться в правой части (по К),
|
|
4) название счетов и статей баланса не всегда совпадает,
5) система счетов позволяет вести б/у изменений имущества не в самом балансе, а на счетах, что облегчает работу, а баланс остается без изменений до конца месяца,
6) в конце месяца конечное сальдо счетов записывается в баланс, то есть составляется новый баланс на конец ОП.
В действительности на предприятиях счета ведутся в специальной книге — «Главной книге», где каждому счету отводиться отдельный лист (страница), содержащая все указанные реквизиты и записи по счету.
(4)
Записи на бухгалтерских счетах содержат весьма важные сведения. Так, по данным записей на счете "Сырье и материалы" можно судить об остатках материальных ценностей, их движении с момента поступления до выбытия или использования. Однако при отражении хозяйственной операции только на одном счете "Сырье и материалы" нельзя проследить за источниками поступления материальных ценностей, что необходимо для полной характеристики хозяйственных операций. При оплате задолженности поставщикам необходимо отражать не только уменьшение средств на расчетом счете, но и показывать соответствующее сокращение кредиторской задолженности поставщикам. В бухгалтерском учете это достигается особым приемом, получившим наименование метода (приема) двойной записи.
Каждая ХО вызывает изменения в балансе по двум статьям. А так как статьи баланса заменены соответствующими счетами, то каждая ХО, должна получить отражение на двух счетах. Такая одновременная запись изменений под влиянием ХО получила название двойной записи.
|
|
Методический прием двойной бухгалтерской записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция получает одновременное и взаимосвязанное отражение на дебете одного и кредите другого счета в одинаковых суммах.
Двойная запись—способ отражения каждой операции в Д одного счета и К другого взаимосвязанного с ним счета в одной и той же сумме.
Двойная запись операций на счетах позволяет проследить за использованием хозяйственных средств и источников их формирования, а также осуществлять контроль за правильностью бухгалтерских записей.
Прием двойной записи вытекает из двух изменений, которые вызывает в балансе каждая хозяйственная операция.
Но если в балансе изменения отражаются со знаками «+», «—» и указываются две статьи баланса, то в системе счетов эти термины заменяют указанием на названия счетов и одной из его сторон (Д, К), где следует записать сумму ХО.
Усвоив порядок раздельного отражения на активных и пассивных счетах увеличение и уменьшение средств и источников, можно приступить к одновременному и взаимосвязанному отражению на этих счетах ХО. При этом обычные понятия: больше средств заменяется Д активного счета, больше источников — К пассивного счета, меньше средств — К активного счета, меньше источников — Д пассивного счета.
Необходимость двойной записи вытекает из четырех типов балансовых изменений. Отсюда четыре типа ХО:
1) средств, источников, итог баланса: Д активного счета — К пассивного счета;
2) ¯ средств, ¯ источников, ¯ итог баланса: К активного счета — Д пассивного счета;
3) перемещение средств из одного вида в другой, следовательно, это изменение затрагивает два активных счета ( средств, ¯ средств): Д активного счета — К активного счета;
4) перемещение источников средств из одного вида в другой, в этом случае затрагиваются два пассивных счета ( источников, ¯ источников): Д пассивного счета — К пассивного счета.
Покажем на нескольких примерах практическое применение метода двойной записи на счетах бухгалтерского учета, используя в качестве исходных данных некоторые операции, рассмотренные выше.
1. Получено в кассу с расчетного счета 52 600 руб. В результате этого увеличивается остаток по дебету активного счета "Касса" и уменьшится остаток по кредиту активного счета "Расчетный счет".
Эту запись можно выразить так называемой счетной формулой:
Д «Касса» — К «Расчетный счет» на сумму 52 600 рублей.
2. Выплачена из кассы задолженность рабочим и служащим по оплате труда в сумме 51 300 рублей.
Эту запись можно выразить так называемой счетной формулой:
Д «Расчеты с персоналом по оплате труда» — К «Касса» на сумму 51 300 рублей.
Таким образом принцип двойной записи означает, что каждая ХО отражается в системе счетов дважды, по Д одного счета и К другого на одну и ту же сумму.
При отражении каждой конкретной ХО между двумя отдельными счетами возникает связь, которая в б/у называется корреспонденцией счетов, а счета, участвующие в этом взаимосвязанном сочетании,- корреспондирующими счетами.. Запись двух корреспондирующих счетов с указанием их Д и К,, отражающая корреспонденцию счетов, а также суммы операции называется бухгалтерской проводкой (от сокращения—проводить запись).
Имеет место другое определение корреспонденции счетов: это информационная связь между синтетическими счетами, возникающая в связи с регистрацией хозяйственных операций. Корреспонденция счетов отражает как информационные связи между объектами бухгалтерского учета, так и отношения между хозяйствующими субъектами.
|
|
Проводки могут быть простыми и сложными.
В первом случае проводка составляется из двух корреспондирующих счетов, один из которых дебетуется, а другой кредитуется, то есть ХО отражается записью по Д одного счета и К другого.
Во втором случае в счетную формулу могут включаться три корреспондирующих счета и более; из них один дебетуется, а все остальные кредитуются или, наоборот, один кредитуется, а все остальные дебетуются, то есть когда ХО отражается записью по Д двух и более счетов и К одного или, наоборот, по Д одного счета и К нескольких счетов.
Допустим, что со склада отпущены материалы на 9 300 руб., в том числе на основное производство б 200 руб., а на вспомогательное — 3 100 руб. Используя простую счетную формулу, необходимо записать эту операцию следующим образом:
Д. «Основное производство» — К. «Сырье и материалы» на сумму 6 200 руб.
Д «Вспомогательные производства» — К.«Сырье и материалы» на сумму 3 100 руб.
При помощи сложной формулы эта же операция будет отражена в таком виде:
Д «Основное производство» на сумму 6 200 руб. — К «Сырье и материалы» на сумму 9300 руб.
Д «Вспомогательные производства» на сумму 3 100 руб.
В этом случае возникает понятие общей и частной суммы.
Общая сумм — это сумма всей ХО, а частная — сумма записанная по одному из нескольких счетов, корреспондирующих одновременно по Д (К). Сложную проводку можно представить в виде нескольких простых.
Проводку можно делать в первичных документах, специальных бланках (бухгалтерских регистрах). Регистрируются ХО в специальном «Журнале регистрации ХО», в котором указывается ее дата, порядковый №, содержание, Д, К, суммы операции частные и общие. Составление проводок — самая ответственная работа в бухгалтерии.
На основании проводки по каждой ХО делают записи одной и той же суммы дважды по Д одного счета и К другого. Запись на счетах называется разноской.