Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов), документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов и сведений о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа, в том числе о его государственной регистрации.
В ходе камеральной налоговой проверки устанавливаются:
- своевременность и полнота представления налоговых деклараций и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;
- правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации, четкость их заполнения;
- соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации, данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);
- соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации, которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;
|
|
- правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям;
- соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации и прилагаемых к ней документах, с иными имеющимися в налоговом органе документами и сведениями о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);
- обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) ставок и налоговых льгот;
- своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, иных платежей и пеней;
- соблюдение физическими лицами сроков представления деклараций о доходах и имуществе, полнота и достоверность отраженных в них сведений;
- соблюдение сроков представления деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, балансов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, отчетов, обязанность представления которых установлена законодательством, полнота и достоверность отраженных в них сведений;
- своевременность постановки на учет в налоговых органах (по заявительному принципу);
- другие вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.
|
|
Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, о чем указывается в акте, составляемом по итогам камеральной налоговой проверки.
Днем назначения камеральной налоговой проверки является день составления акта камеральной проверки, а днем составления акта камеральной налоговой проверки считается день подписания акта проверки проверяющим.
Условно, можно выделить несколько этапов проведения камеральной проверки:
1. Прием документов и проверка своевременности их предоставления;
2. Проверка правильности оформления отчетности;
3. Проверка правильности исчисления налоговой базы;
4. Проверка правильности произведенного плательщиком арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов и обоснованность применения налоговых ставок и льгот;
5. Решение вопроса о целесообразности включения данного плательщика в планы проведения выездных налоговых проверок. Оформление результатов камеральной проверки.
Следует иметь в виду, что, согласно п.5 ст.63 НК налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета) и обязан по просьбе плательщика сделать отметку на копии декларации (расчета) о ее принятии. Из этого следует, что отчетная документация должна приниматься как в комплектном, так и в некомплектном виде, а если плательщик настаивает на ее приеме, то и при наличии нарушений в ее оформлении.
Однако, при наличии грубых нарушений, установленных нормативными актами правил оформления документов, не позволяющих идентифицировать их как документы отчетности, соответствующие декларации (расчеты) не могут считаться представленными, а обязанность налогоплательщика по их предоставлению – выполненной. В частности, к таким грубым нарушениям можно отнести:
- отсутствие в представленном документе какого-либо из обязательных реквизитов, предусмотренных нормативными правовыми актами для подобного рода документов;
- нечеткое заполнение отдельных реквизитов, делающее невозможным их однозначное прочтение;
- заполнение документов карандашом;
- наличие не оговоренных подписями плательщика исправлений;
- составление документов на иных языках, кроме русского и белорусского.
При выявлении в ходе камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) неполноты сведений, ошибок (в том числе арифметических) в налоговой декларации и (или) документах, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющейся в налоговом органе, плательщику (иному обязанному лицу) направляется уведомление с предложением о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений.
Если по результатам рассмотрения представленных плательщиком (иным обязанным лицом) дополнительных сведений и (или) пояснений, документов либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения, не внесены по предложению налогового органа соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию составляется акт камеральной проверки (в 2-х экземплярах).
При установлении фактов несвоевременного представления (непредставления) плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых деклараций и иных документов, обязанность представления которых в налоговые органы установлена законодательством, несвоевременной уплаты (неуплаты) налогов и иных платежей, а также постановки на учет в налоговых органах (по заявительному принципу) с нарушением установленного срока, акт камеральной проверки составляется без направления налоговым органом уведомления с предложениями.
|
|
Решение по акту камеральной проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, выносится с дополнительным указанием необходимости направления заявления в суд для взыскания налогов и пеней в судебном порядке либо о принятии к сведению добровольного внесения причитающихся к уплате сумм налогов и пеней.
По результатам камеральной проверки налоговых деклараций, в ходе которой не установлены нарушения законодательства, проводившим камеральную проверку должностным лицом налогового органа на налоговых декларациях, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) на бумажном носителе, учиняется запись: «Проверено», проставляется дата и личная подпись должностного лица налогового органа. Второй экземпляр налоговой декларации (при наличии) возвращается плательщику (иному обязанному лицу).
Для информирования плательщика (иного обязанного лица) о результатах камеральной проверки представленной в электронном виде налоговой декларации должностным лицом налогового органа направляется подтверждение о приеме налоговой декларации без ошибок, а при установлении ошибок в налоговой декларации – подтверждение о приеме налоговой декларации с ошибками. Формы подтверждений утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 128 «О некоторых вопросах представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа».
В случае обнаружения в ходе камеральной проверки обстоятельств, указывающих, что плательщиком (иным обязанным лицом) допускаются правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой на основании представленных в соответствии с законодательством плательщиком (иным обязанным лицом) документов, а также при систематическом (два и более раза в течение календарного года) неустранении в установленный срок ошибок (неточностей) в налоговых декларациях и других документах, в адрес осуществляющего контрольные функции структурного подразделения налогового органа направляются внутренние (служебные) документы для принятия решения о назначении в установленном законодательством порядке выездной плановой или внеплановой проверки.
|
|
Проверка соблюдения физическим лицом порядка декларирования доходов и имущества проводится в соответствии с Инструкцией о порядке организации деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов и имущества, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 ноября 2003 г. № 103.