Международная система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая Карта»

С 1 января 1953 года система вступила в действие. Она базируется на так называемом «Лондонском образце соглашения», на основе которого организации – члены системы различных европейских стран заключили между собой двухсторонние соглашения. Руководящим органом Международного бюро является Совет бюро, при котором функционирует Секретариат, а также различные комиссии. Основные функции Международного бюро сводятся к наблюдению за выполнением действующих соглашений между национальными бюро, разрешению разногласий между ними. В обязанности национальных бюро входит выпуск свидетельств о страховании «Зеленая карта», а также регулирование претензий, которые предъявляются потерпевшими в результате происшедших на территории страны по вине иностранных граждан ДТП. Карта автострахования является эквивалентом страхового полиса, выпущенного согласно закону об ОСАГО страны посещения (с обязательным указанием страны или группы стран, для которых предусмотрена страховая защита и срок действия страхования).

Основополагающие принципы системы:

- законодательное введение ОСАГО в странах, участвующие в системе «Зеленая карта»;

- признание страной, которую посетило иностранное лицо, страховой защиты его гражданской ответственности;

- страховые организации страны, где в результате ДТП нанесен ущерб имуществу, жизни или здоровью пострадавших, уполномочены рассматривать от имени страховщика иностранного виновника происшествия претензии пострадавших в своей стране, а также оценивать и возмещать ущерб, который был причинен.

Законность системы «Зеленая карта» должна быть официально признана государством, в котором действует национальное бюро, несмотря на частный характер договора между заключившими его странами в лице национальных бюро.

Страховщик, предоставивший страховую защиту, обеспечивает выплату возмещения пострадавшей стороне в соответствии с требованиями закона страны пребывания, а документом, подтверждающим наличие страхования гражданской ответственности, и является «Зеленая карта». Если ее владелец становится виновником ДТП, причинения ущерба, то он предъявляет ее представителям власти или полиции, подтверждая тем самым наличие страховых гарантий, а пострадавшей стороне сообщает адрес бюро в стране посещения.

Национальное бюро обязано рассмотреть и удовлетворить претензию пострадавшей стороны, возмещая ущерб в соответствии с действующим в стране законодательством, а затем обратиться к национальному бюро той страны, где было зарегистрировано средство автотранспорта виновника ДТП, и где выдавалась «Зеленая карта», с требованием о возмещении убытка. Урегулирование убытков, таким образом, производится на основе взаимных расчетов между национальными Бюро, являющимися членами системы.

По усмотрению национального бюро страны, где имело место ДТП, возможность отказа страховщика от выполнения своих обязательств допускается только в двух случаях. Во-первых, страховщик может воздержаться от выплаты возмещения, если пострадавшее лицо имеет право получить компенсацию через органы социального обеспечения и, во-вторых, если ДТП произошло по вине лица, противозаконно использовавшего средство автотранспорта (кража, захват с использованием насилия). В таких случаях имеется еще одна возможность для выплаты возмещения – через гарантийный фонд. Под гарантийным фондом подразумевается орган, который создается в каждой из стран, являющихся членом системы «Зеленая карта», с целью обеспечения защиты интересов пострадавших в результате ДТП в тех случаях, когда ущерб причинен не застрахованным или неустановленным средством автотранспорта.

Согласно правилам Совета бюро любое из национальных бюро, которое обращается с просьбой о вступлении в члены системы, после завершения формальных процедур получает предварительное членство, позволяющее выдавать страховые свидетельства «Зеленая карта» только на транспортные средства, зарегистрированные в своей стране. Предварительное членство длится от 4 до 10 лет. Кроме того, на весь период предварительного членства необходимо обеспечить финансовые гарантии, бремя которых ложится на тех страховщиков, которые намерены работать в действующей международной системе страхования. Они должны внести вступительный депозит в один из европейских банков и перестраховать в одной из западных перестраховочных компаний свою ответственность. Функции российского бюро выполняет РСА. Основная функция дирекции - организация урегулирования претензий потерпевших в России от держателей иностранных «Зеленых карт» и содействие российским водителям при ДТП в европейских странах. Гарантийный депозит носит исключительно целевой характер и использовать эти средства Совет Бюро может в строго обусловленных случаях: если страна имеет задолженность или не оплачивает убытки своих страхователей, перестраховочную премию, членские взносы на содержание Совета Бюро. По мере использования, средства фонда должны быть восстановлены соответствующим национальным бюро. Банковский процент по депозиту начисляется предварительному члену.

С июня 2008 года Россия стала 45-й страной-участницей. Российские страховщики предоставили банковскую гарантию на 11 млн евро, а также договор перестраховочной программы по рискам сверх 200 тыс евро в соответствии с требованиями совета бюро "Зеленой карты". В список вошли 10 страховщиков: "АльфаСтрахование", Военно-страховая компания, "XXI век", ЖАСО, "Росгосстрах", "РОСНО", "Согласие", "ЭРГО Русь", "РЕСО-Гарантия" и Московская страховая компания. Теперь стоимость "зеленой карты" устанавливается в рублях в зависимости от категории транспортного средства, страны пребывания и длительности поездки. При этом, в отличие от российского ОСАГО, на стоимость "зеленой карты" водительский стаж и объем двигателя не влияют. Тарифы по международному ОСАГО установлены законом, поэтому у всех российских страховщиков цены одинаковые. Наличие "зеленой карты" у водителя проверяет Федеральная таможенная служба при выезде из страны. Минимальный срок действия страховки - 15 дней. Такой полис для легкового автомобиля с территорией покрытия для всех европейских стран будет стоить на 15 дней 1550 руб., а на год - 14050 руб. Отдельные тарифы установлены для выезда на Украину, в Белоруссию и Молдавию - 530 руб. на 15 дней и 3520 руб. на год. Тарифы пересматриваются ежеквартально с учетом статистики аварий и динамики курса евро.

Лимиты страховых сумм по "зеленой карте" в Европе намного выше. В Германии, например, лимит выплат по имущественному ущербу установлен на уровне €500 тыс., в Австрии - €1 млн, а в Тунисе он и вовсе не ограничен. Во Франции, Финляндии, Великобритании, Бельгии и др. не имеет предельного размера и ущерб по рискам жизни и здоровью граждан. Там также часто практикуется возмещение морального вреда при получении даже минимальных травм, в некоторых странах нет ограничений по сроку давности и сумме ответственности, поэтому выплаты по травмам, повлекшим степень инвалидности, могут производиться до конца жизни потерпевшего.

Вступление России в "зеленую карту" - факт положительный не только для имиджа российских страховщиков, но и для потребителя. Главный плюс отечественной "зеленой карты" - это возможность получить консультацию на русском языке при ДТП за границей. Ведь правильно заполнить страховые документы на иностранном языке довольно трудно. РСА даже открыл специальную горячую телефонную линию для попавших в ДТП водителей, приобретших российские "зеленые карты".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: