| СОЮЗЫ ПИШУТСЯ В ОДНО СЛОВО. | СОЧЕТАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ ИЛИ НАРЕЧИЙ С ПРЕДЛОГАМИ И ЧАСТИЦАМИ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО. |
| 1. Тоже = также =и Вы тоже были вчера на спектакле? (= и вы были на спектакле?) | Сегодня получилось то же самое, что было вчера. |
| 2. Также = тоже = и Работайте также добросовестно. | Ребёнок делал всё так же,как взрослые. |
| 3. Чтобы В наше время, чтобы дружить, надо или жить вместе, или вместе работать. | Что бы ни случилось, он всё равно придёт. |
| 4. Зато = но Она не очень красива, зато добра и умна. | Берись за то, к чему ты годен. |
| 5. Итак (в значении вводного слова) Итак, вы ничего не хотите признавать? | Он не подготовил уроки, и так он поступает уже не первый раз. |
| 6. Причём, притом = в добавлении к этому, к тому же Она очень умна и притом привлекательна. | При чём тут я? При том магазине работают разные киоски. |
Таблица № 2.
Данную таблицу учащиеся составляют сами по аналогии с таблицей № 1.
ЗАПОМНИ.
| СОЮЗЫ. | СОЧЕТАНИЯ СЛОВ С ДРУГИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ. |
| Он не врал, зато часто фантазировал. | Не за то волка бьют, что овцу съел (предлог + местоимение в винительном падеже) |
| Итак, товарищи, начнём. | И так было каждый день (наречие). |
| Мы обрадовались, оттого что пришли. | От того дома ничего не осталось.(предлог + местоимение в родительном падеже). |
| Я закрыл глаза, потому что свет ярко вспыхнул. | По тому, что ты делаешь, можно понять и цель твою. (предлог + местоимение в дательном падеже) |
| Он не ужинал без Авдотьи, она также не ужинала без него. | Он, так же как и раньше посещает занятия (наречие + частица) |
| Чемоданчик был грубый, притом фанерный. | Это было ещё при том директоре (предлог + местоимение в предложном падеже) |
| Я хочу жить, чтобы мыслить и страдать. | Что бы вы не решили, я всё равно уеду (местоимение в винительном падеже + частица) |
| Он сел в машину, чтобы уехать. | Что бы придумать, чтобы не было скучно (местоимение в винительном падеже + частица) |
Таблица № 3.
| С О Ю З Ы | |
| Простые И, но, если | Составные Как будто, так как, потому что |
Сочинительные 1. Соединительные и. [ ],и [ ] Как, так и. 2. Противительные , а Но зато [ ], а [ ] однако да = но 3. Разделительные или [ ], или[ ] Или, или | Подчинительные [ ], (потому что …) [ ], (когда …) [ ], (чтобы …) |
Таблица № 4.
Усвоение определения союза может облегчить данная таблица, на которой учащиеся, прежде всего, увидят различные группы тех слов, которые называются союзами, и осмысливают их значение и роль в предложении на примерах, данных в таблице.
СОЮЗЫ
| Сочинительные | Подчинительные | ||
| Обозначают соединение: И Ни – ни Также, тоже | Обозначают противопоставление: А Но Зато | Обозначают причину: Потому что Оттого что Так как | Обозначают время: Лишь только С тех пор как По мере того как |
| Обозначает пояснение: То есть | Обозначает цель: Чтобы | ||
III.Занимательный материал.
Данный занимательный материал помогает учащимся усвоить материал по теме «Союз».
Как, так и. 2. Противительные
3. Разделительные






