Каков смысл, содержание употребляемых в Доктрине понятий «система», «народ», «нация», «духовность»?

«Система» - нечто единое целое, состоящее из элементов (преимущественно количественная оценка) и их взаимосвязей. Внутренние и внешние взаимосвязи-взаимоотношения – качественные характеристики системы (организованная или дезорганизованная; открытая или закрытая). Внутренние взаимосвязи-взаимоотношения определяют интегративное (обобщенное) качество системы, которое, как и ее цели, в первую очередь отличают одну систему от другой. Выживание системы означает, в первую очередь, сохранение ею этого интегративного качества.

«Народ», «нация», «духовность». Попробуем уточнить содержание этих понятий с позиции русской культуры. Мы думаем и говорим на русском языке. Следовательно, с позиции русского народа и должны, в первую очередь, осмысливать русские понятия.

Понятие «нация» во французском языке (откуда оно и пришло в русский) изначально означало «народ». Поэтому мы с системных позиций будем употреблять понятия «нация» и «народ» как равнозначные операциональные понятия (см.далее).

При этом мы пока оставляем в стороне то обстоятельство, что нация (как этносоциальная система) сложилась на Западе в эпоху капитализма и ее неделимыми элементами являются индивиды, а не сословия, общины, касты. И на Руси-России никогда не было классического феодализма и капитализма. К тому же есть немало оснований полагать, что «русский народ», возможно, представляет собой не сложившуюся окончательно «сверхнацию».

Операциональное понятие. Мы будем употреблять это понятие в его широком значении - «понятие, используемое для логических операций». При системно-логических рассуждениях это понятие означает примерное соответствие содержания какого-то понятия теории систем какому-то содержанию понятия гуманитарных или общественных наук (с которым оно и будет употребляться в системно-логических операциях).

Например, «интегративное (системное) качество» является одним из ключевых понятий теории сис­тем. Что же оно означает? Прежде всего, качество, отличающее данную систему от остального мира. В философии это то, что называют «сущностью» данного предмета, феномена. Поэтому понятия «системное качество» и «сущность» примерно одинаковы по своему содержанию.Следовательно, с системных позиций их и на самом деле можно отождествить в операциональном отношении: использовать при системно-логических рассуждениях понятие «интегративное качество» как тождественное понятию «сущность».И оперировать далее этим системным понятием в системно-логичексом смысле (оно, при необходимости, легко «переводится» на язык «гуманитариев» и «общестоведов»).

Хотя Доктрина и содержит положения о значении духовности и необходимости ее возрождения, о духовном воспитании, о национальных духовных ценностях и т.д., а так же о сопряженном с ними личностно ориентированном образовании, смысл этих понятий остается во многом непроясненным.

Одни связывают духовность исключительно с религиозностью, другие вспоминают о духовности в связи с коммунистическим воспитанием. В связи с образованием духовность сопрягают с высокой «просвещенностью», с образованностью.

Современный, ориентированный на становящуюся системную синергетическую парадигму, междисциплинарный подход рассматривает духовность как особое качество самоорганизации, самоактуализации, самопознания личности. Важно, что духовность как интегральное качество личности изначально зиждется на принятии определенного типа национальной этики и системы духовных ценностей народа.

Многие авторы подчеркивают, что столь же важно, что духовность как качество личности формируется в контексте осознавания ведущей роли принципа ответственности ( моральная ценность ), который выступает в качестве «точки сборки» личности, определяющей вектор ее национальной этической и ценностной ориентации.

Необходимость признания для государства первостепенного значения духовного развития личности прямо следует из положений Доктрины информационной безопасности.

Из тезиса о том, что помимо других, традиционно приписываемых государству функций, современное государство в условиях формирования информационно-сетевого общества, основанного на знаниях и общества эпохи ИНТЕРНЕТ, становления качественно новых медийных технологий и порождаемых ими социальных институтов нового типа, несет, помимо прочего, так же и ответственность за создание конструктивных предпосылок для становления самоорганизующегося общества в целом, как общества личностной гражданской ответственности.

Духовность, как об этом свидетельствует вся история человеческой культуры, есть индикатор существования системы ценностей, целей и смыслов бытия человека как личности ответственной перед собой и другими за общее будущее. Хотя определение содержания понятия «Дух» насчитывает несколько десятков содержаний (что не способствует прояснению и понятия «духовность»), но, как и большинство понятий, используемых и в Доктрине, и в гуманитарных науках, они в этой связи не могут быть использованы как операциональные, т.е. для достоверного осмысления проблемы и поиска их практического решения.

«Дух» в русской культуре рассматривается как высшая способность людей, позволяющая им становиться источниками смыслополагания и целеполагания, личностного самоопределения, осмысленного понимания (рационального и научного) существующей реальности бытия и путей его преображения, преобразования в нечто новое [здесь и далее при обращении к русской культуре, ее понятиям использован труд В.И.Даля, см.: 9].

Понятие «дух» связано (но не жестко, считается, что «дух» более высокая способность, которая воздействует на все иные) с такими рационально-познавательными способностями, как понятия «разум» и «рассудок» (интеллект).

Заметим, что «интеллект» (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок; латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум»), тождественный ему по смыслу) означает ум человека, его способность логически и творчески мыслить, рационально и научно познавать мир и обобщать результаты познания.

«Дух», в отличие от эмоций и чувств «души», включает объективную, рациональную (интеллектуальную) значимость содержания осмысленного и относительно независим от стихии эмоциональных переживаний.

В «духе» (в отличие от «воли») на первый план выдвигаются смыслы явлений, предметов, взаимоотношений, их сущность, которые могут определять действия, цели и задачи субъекта не как акт свободного выбора («что хочу, то и ворочу»), а как осознанную необходимость осмысленно действовать для достижения этих целей в тех или иных осмысленных заранее условиях. В отличие от «сознания», представляемого как относительно независимые уровни осмысления действительности (чувственно-эмоциональный, рассудочный и научный) и собственного «Я», в «духе» подчеркивается их живая взаимосвязь-взаимодействие индивидуальной картины мира («Я») и интеллекта индивида.

В отличие от понятия «ментальность», включающего в себя область подсознательного, несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок, «дух» включает в себя только осознаваемое, сущность, смысл этого осознаваемого, итоговую деятельность подсознательного, т.е. конечный процесс интеллектуальной

Правда, степень этого осознания смыслов, сути предметов, явлений, считается зависимой от уровня культуры человека и/или его способности интуитивно постигать этот смысл. В последнем случае эта способность не зависит от уровня образования и, как полагают некоторые исследователи, определяется способностью «подключения к Информационному полю Вселенной» (гипотеза). В этой гипотезе человек и народ, как системы, представлены тремя подсистемами: материально-осязаемое, физическое тело; душа и дух. При этом физическое тело человека окружено рядом невидимых, но вполне материальных, наблюдаемых с помощью приборов, энергетических полей, взаимодействующих друг с другом и с физическим телом.

«Дух» как высшая «духовная» способность человека может быть представлен и как оппозиция, альтернатива Природе, обыденной жизни, материи вообще, утилитарной необходимости, практической бытовой активности и т. д.

Христианское учение о Святом Духе является для верующих основой для понимания Духа как одной из ипостасей Троицы. В Троице Дух является источником божественной любви и животворящей силы. Бог есть Дух (Иоанн, 4:24), но в то же время существует и Злая духовность. Современное христианское понимание Духа в том, что он считается деятельно присутствующей в Мире и преображающей его через воздействие на дух человека, народа.

Иногда под духом понимается внутренняя сущность, смысл чего-то (в выражениях типа «дух законов» или противопоставлениях типа «буква — дух»). Заметим, что в современной философии понятие «дух» непопулярно.

В русской культуре считается, что именно «дух» открывает возможность дополнить природную (биологическую) основу индивидуального и общественного (социального) бытия миром культурных (прежде всего, моральных и религиозных ценностей) и играет роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других природных способностей души.

Такое понимание «духа» позволяет нам использовать в дальнейшем операциональное понятие «социокультурный». Это широкое понятие, используемое в гуманитарных и общественных науках. Мы будем оперировать этим понятием, когда речь будет идти о «духовности», т.е. обозначая «духовность» как примерно равное тому, что понимаем под понятием «социокультурная характеристика людей» - все, что относится к интеллектуальным возможностям и нравственности людей, проявляемых в их деятельности и различных социальных взаимоотношениях как внутри страны (внутри народа, между народами в своей стране, между народом и госаппаратом), так и с зарубежными народами, государствами.

Понятие «гуманитарные аспекты», используемое в названии нашей дисциплины, не совсем корректно в контексте «информационной безопасности». Принято относить к гуманитарным наукам философию, культурологию и историю. Но информационный агрессор атакует Россию по всему спектру, описываемому и гуманитарными и общественными дисиплинами. Поэтому необходимо заменить «гуманитарные аспекты информационной безопасности» на «социокультурные аспекты информационной безопасности». И там, где мы будем все же употреблять понятие «гуманитарный», следует подразумевать «социокультурный» их контекст.

Социокультурная характеристика людей описывает их духовные реалии и возможности. Но внутренние возможности чего-то, кого-то называются «потенциалом». Поэтому мы может сказать, что эти «духовные внутренние реалии и возможности» есть духовный потенциал индивида и народа, а в операциональном смысле (при системно-логических операциях) - социокультурный потенциал индивида и нации.

Заметим, что понимание духовности как высшей степени способности человека (как и наше понимание его «социокультурного потенциала»), всегда подразумевает человека как представителя своего народа, нации, как индивида, руководствующегося национальной системой моральных ценностей. И его открытости сигналам, идущим из прошлого и будущего, способности человека к саморазвитию.

А, следовательно, и способности духовно развитого человека противостоять тому, что мешает индивидуальному развитию его как представителя какого-то народа. В том числе и способности противостоять внешним управляющим информационно-махинаторским воздействиям манипулятивного типа.

Тех воздействий (манипуляций) какой-то информацией на сознание и подсознание людей, которыми субъекты таких махинаций, стремятся подчинять себе действия и устремления атакуемых им людей в собственных корыстных экономических и/или политических интересах. Коротко говоря, создают информационную угрозу безопасности индивидам и народам.

Манипулирование – это открытое и/или замаскированное воздействие одного индивида на другого, с целью выполнения последним воли первого, т.е. инициирование и стимулирование деятельности в интересах манипулятора.

В нашем случае понятие «манипуляция» объединяет все мошеннические, т.е. обманные, недобросовестные (жульнические) приемы, используемые для информационного воздействие на сознание и подсознание человека; махинации с информацией, использующие ложь (т.е. намеренное искажение истины, неправда, часто умышленно неточная, неполная информация для обмана), правдоподобную (похожую на правду, но ложную) информацию, дезинформацию, гипноз, дистанционное внушение и т.п., а также злоупотребление доверием людей в целях достижения манипулятором какой-то личной выгоды.

Обратим внимание и на то, что всеми признается, что именно в духовности концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения, познания мира человеком. И «духовность» абсолютное большинство авторов (в истории и современности) всегда связывали и связывают с гуманистическими ценностями и идеями народа, вершиной которых является не только отношение человека и народа к себе, но и к другим людям и народам, к обществу и миру в целом (т.е. то, что мы операционально обозначили как «социокультурный потенциал»).

Но, конкретизируя такое понимание духовности, подчеркнем, что сама духовность есть, прежде всего, результат работы мысли, логического мышления, воспитания и образования людей, воздействия на них тех взаимоотношений, в которые они оказались включенными, и т.д.

Социокультурный потенциал индивида, базирующийся на истории и культуре нации содержит образы и смыслы явлений, предметов, их взаимоотношений, образы своей страны, народа, самого себя, образы действий и взаимоотношений между людьми, своих потребностей и интересов. Словом, образы всего того, что рационально определяет действия, цели и задачи индивида. При этом мы помним, что помимо рационального уровня сознания индивида существует и воздействует на его деятельность область подсознания, относительно которой существуют самые различные гипотезы.

Поэтому разрушение социокультурного потенциала индивида и внедрение в его сознание и подсознание иных образов, которые будут инициировать необходимую «разрушителю» деятельность, стимулирование этой разрушающей индивидуальность человека деятельности и возникающих при этом взаимоотношений с другими людьми будет являться целями и задачами враждебного индивиду и его народу информационного на них воздействия.

Для понимания смысла наших дальнейших логических рассуждений на самом первом этапе нам необходимо раскрыть рабочее содержание «стартового» понятия (далее мы будем вводить новые, объясняя их содержание) нашей темы, предмета и сущности нашей дисциплины«Гуманитарные аспекты информационной безопасности».

«Гуманитарные аспекты информационной безопасности»

Наша учебная дисциплина имеет название «Гуманитарные аспекты информационной безопасности». Что составляет предмет этой дисциплины? О чем она? В логике есть правило: сложные понятия раскрываются через объяснение содержания составляющих его понятий. Словом, нам нужно определить содержание понятий «гуманитарные», «аспекты», «информационной» и «безопасности».

Любая наука представляет собой познавательную деятельность по получению нового знания. Ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Цели: (1) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов и (2) предложение субъектам практики (людям) общих правил (принципов) практической деятельности, вытекающих из открытых законов, закономерностей и способствующих их выживанию и развитию.

Словом, любая наука должна рассматриваться как некое единство двух своих сторон. Одна сторона теории характеризуется выделением закономерностей в явлениях, другая - применением этих закономерностей в общественной практике, формулировании принципов (общих правил) практической деятельности. Вообще же, откровенно говоря, исследователю, управленцу не очень нужна теория, от которой он не видит практической отдачи, обеспечивающей его выживание и развитие (см. рис. 1)

Рис.1

принципы практической деятельности СУБЪЕКТ

НАУКА ПРАКТИКИ

(поиск,открытие (например, аналитик,

законов, закономерных специалист, управленец)

тенденций и

формулирование принципов воздействие

практической деятельности на объективный мир и

в соответствии с этими законами) обратная связь («нащупывание»

объективных закономерностей)

ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР

А что такое «деятельность», как вообще наукой определяются типы-виды деятельности?

Деятельность есть условие существования человека, выживания и развития народа в постоянно меняющемся мире. Любое живое существо вообще должно как-то действовать, чтобы выжить в этом Мире. Содержанием любой деятельности является изменение человеком окружающего мира или самого себя в интересах выживания и развития. Осмысленная деятельность включает в себя обязательно: анализ окружающей среды (включая и угрозы выживанию и развитию), прогнозируемую цель, средства, результат и сам процесс достижения цели.

Как известно, деятельность человека, народа, общества может быть условно представлена четырьмя типами деятельности: (1) познавательная (о ней мы говорили выше); (2) материально-преобразовательная; (3) нормативно-оценочная и (4) деятельность общения. Отметим очень важное для нас обстоятельство: деятельность общения пронизывает все остальные типы деятельности и является по своей природе информационной деятельностью.

Отметим, что деятельность общения с системно-логических позиций не является равнозначной коммуникативной деятельности. Последняя подразумевает просто передачу информации от А к Б. Или от Б к А. Без всякого учета взаимоотношений А и Б.

Деятельность общения [см.: 16] характеризуется тем, что происходит взаимообщение, т.е. информационное взаимодействие не равное «взаимнокоммуникативному» и предполагает тот или иной уровень взаимопризнания «законности» интересов и А и Б в этом общении. В любом случае деятельность общения предполагает отношение А к Б и Б к А как к личности, индивиду. И максимально эффективна эта деятельность бывает при условии не только признания «законности» наличия личных интересов А и Б, но и при учете этих интересов в самом процессе общении. В системе русской морали это называется «взаимоуважением».

Обратим сейчас внимание на (3) нормативно-оценочную деятельность людей. Она осуществляется с опорой на моральные законы (нормы) и общие правила (принципы) национальной морали. С позиций эти норм и принципов (моральных законов и правил) люди оценивают существующие и проектируемые взаимоотношения-взаимосвязи.

При этом, если весь спектр социальных (общественных) взаимоотношений представить как тип отношений, то их подтипами будут:

1.Социально-групповые - между членами нации, народа по поводу совместной жизни: семейная мораль, традиции и обычаи взаимоотношений внутри сословий, классов, социальных групп народа; поведение отдельного представителя народа и т.д.

2. Социально-экономические - между членами нации, народа по поводу совместной или индивидуальной хозяйственной жизни.

3. Социально-экологические - между членами нации, народа по поводу взаимосвязей с Природой.

4.Социально-политические - между членами нации, народа по поводу политической власти; оценка взаимоотношений «народ-госаппарат».

5. Межнациональные – между одним народом (нацией) и другим, традиции и обычаи взаимоотношений между людьми, представляющими разные народы одной страны, одного общества.

6. Международные - между одним народом (нацией) или несколькими народами одной страны и народами, нациями другой страны.

И первый вывод из рассмотренного следующий: в центре рассуждений находятся взаимоотношения-взаимосвязи народа (нации), т.е. социокультурные характеристики народа, его социокультурного потенциала.

Теперь вновь вернемся к познавательной деятельности, к познанию индивидом Мира и самого себя. (см.рис.2).

Уровни познавательной деятельности можно условно представить следующим образом: «чувственно-эмоциональный»(1), «рассудочно-рациональный»(2) и «научно-абстрактный» (3).

       
   
 
 


(3)

Рис.2 (2)

процесс

познания

(1)

Заметим, что процесс познания на первом, чувственно-эмоциональном уровне (и в значительной степени на втором уровне) характеризуется тем, что знаки языка перекодируются в какие-то чувственно окрашенные образы тех предметов, которые эти знаки обозначают. Словом, человек мыслит не знаками, а образами (см.рис. 2).

Система наук сегодня условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

Естественные науки представляют собой совокупность наук о Природе

Общественные науки - наук об обществе, об исторически сложившихся формах совместной познавательной, материально-преобразовательной, нормативно-оценочной деятельностью и деятельностью общения. И порожденных этими типами деятельности определенных социальных, социально-экономических и т.д. (см. выше) взаимоотношений-взаимосвязей.

Заметим, что указанные выше подтипы социальных взаимоотношений, могут быть, условно разделены на категории, классы, роды, виды и формы. С помощью которых могут быть описаны многообразные взаимоотношения-взаимосвязи между индивидами, социальными группами, нациями, религиозными общинами, между обществом и госаппаратом, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности. Взаимоотношений, оказывающих значительное влияние на личные отношения людей, связанных непосредственными контактами и т.д.

Второй вывод из наших рассуждений: общественные науки также имеют своим предметом деятельность и взаимоотношения-взаимосвязи людей, возникающие в процессе разнообразной деятельности (т.е. социокультурные характеристики людей, их социокультурного потенциала).

Гуманитарные науки (филология, культурология, искусство, история, психология, теория образования и т.д.).

Заметим, что философия (греч. - «мудрость») также является гуманитарной наукой, исследуя формы общественного сознания, мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека и народа (общества); изучая познавательное, социально-политическое, политико-экономическое, морально-ценностное, этическое, эстетическое и т.д. отношение людей к Миру. В эту науку входят (исторически) онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика.

Обратим внимание, что и в этом случае речь идет о деятельности людей и их отношениях-взаимоотношениях-взаимосвязях. И это – третий вывод из наших рассуждений. И здесь опять речь идет о социокультурных характеристиках людей, их социокультурном потенциале.

Понятие «аспект» означает «точка зрения, взгляд на что-то».

Таким образом, можно кратко сказать, что понятие «гуманитарные аспекты» означает взгляды на что-то с позиции какой-то истории, культуры, какой-то системы идей, точки зрения с опорой на логику.

Напомним, что логика, этика, эстетика, мировоззрение, социально-политические, социально-экономические и социально-экологические и т.д. взгляды традиционно включаются в понятие «культура» в его широком значении.

Подход к каким-то предметам, явлениям, процессам с позиции культуры какого-то народа, с точки зрения представлений этого народа о жизненных ценностях, принципах поведения, с позиции содержания понятий, характерных для культуры (языка) какой-то нации (народа) мы обозначаем понятием «в парадигме национальной культуры» [греч. Paradeigma - пример, образец].

В парадигме русской, немецкой, британской и т.д. культур могут быть рассмотрены, например, содержания различных понятий. Например, содержание понятия «государства» в русской культуре отличается от этого понятия (их несколько) в англо-саксонской культуре. В парадигме русской культуры может быть рассмотрены и результаты приватизации, залоговых аукционов, воспитательные процессы и результаты образования и т.д.

А деятельность (социальная, политическая, экономическая, художественная, научно-техническая и т.д.), осуществляемая с целью обеспечения выживания и развития нации (народа), обозначается нами как «национально-ориентированная деятельность»

В конечном итоге можно сказать, что гуманитарные аспекты есть взгляды на что-то с позиции какой-то культуры и истории, т.е. с каких-то социокультурных позиций.

А в нашем случае, гуманитарные аспекты есть взгляды на что-то в парадигме русской культуры.

И взгляды, в фокусе которых находятся, как мы доказали выше, во-первых, та или иная деятельность и возникающие в результате этой деятельности взаимоотношения-взаимосвязи между людьми. Во-вторых, деятельность, описываемая в парадигме русской культуры и направленная в итоге на формулирование каких-то итоговых национально-ориентированных умозаключений.

Этим «что-то» в нашем случае является «информационная безопасность».

Прибегнув к словарям и, не вдаваясь пока в точность приведенных в них определений содержания понятий, укажем, что «информация» (от лат. informatio — разъяснение, изложение) означала первоначально (1) сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.). С середины ХХ в. – «обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире; включая передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация)».

Таким образом, можно сказать, что информация представлена тремя типами «сведений-сигналов» (далее названия даны чисто условно, рабочие):

1) метаинформация – сигналы-сведения передаваемые на клеточном уровне материей на ее «языке»;

2) «аппаратная» информация - сигналы-сведения передаваемые от одного технического устройства к другому на «аппаратном языке»;

3) «образно-языковую» информация («человеческая информация») - сигналы-сведения передаваемые от человека к человеку (от людей к людям) на языке, понятном человеку и отражающие результат работы сознания и подсознания человека (включая и информацию, передаваемую и воспринимаемую человеком с помощью технических устройств). Эта информация воспринимается сознанием и подсознанием человека в виде каких-то образов предметов, процессов и включает в себя сигналы, отражающие чувственно-эмоциональные, рациональные и научные «сведения» естественного, общественного, гуманитарного и технического характера.

Таким образом, «гуманитарными аспектами информации» в их широком смысле являются взгляды с позиции деятельности и взаимоотношений людей на метаинформацию, аппаратную информацию и «человеческую». Строго говоря, это результат «работы» сознания и подсознания людей по восприятию, переработки и распространению всей разнообразной информации с социокультурных позиций в парадигме какой-то национальной культуры.

В нашей работе мы ограничивается лишь той «человеческой» информацией, которая

(1) описывается языком (терминами, понятиями) гуманитарных и общественных наук в парадигме русской культуры и воспринимается сознанием и подсознанием людей в виде соответствующих образов,

(2) инициирует и стимулирует мыслительную (познавательную), предметно-материальную и оценочную деятельность, деятельность общения людей, принадлежащих к русской культуре,

(3) ведет в итоге к возникновению в процессе этой деятельности каких-то взаимоотношений-взаимосвязей между людьми..

Кратко говоря, речь идет об информации, описываемой с социокультурных позиций нации или индивида, принадлежащих к русской культуре, т.к. предметом, общим для этих наук, как мы уже показали, являются деятельность и взаимоотношения-взаимосвязи между людьми, возникающие в ходе этой деятельности.

Это значит, что мы будем далее вести речь об определении предмета нашей дисциплины в ее узком значении. Хотя, разумеется, с социокультурных позиций может быть осмыслен и весь спектр информации (метаинформация, естественная, техническая и т.д.).

В широком смысле «безопасность субъекта, объекта» есть такое состояние защищенности субъекта (объекта) от различных угроз, при котором ему не угрожает опасность. В реальной жизни субъект (объект) подвержен различным угрозам, которые могут быть классифицированы по их основным типам (источникам): природные, техногенные, социальные и политические.

С системной точки зрения безопасность субъекта (объекта), как системы, характеризуется таким состоянием своих внутренних взаимосвязей-взаимоотношений (своих составных частей) и такими внешними взаимосвязями-взаимоотношениями с окружающей его средой, которые вследствие каких-то защитных мер не несут опасность его существованию, угрозы его выживанию и развитию.

Теперь перейдем к определению более узкого содержания понятия «безопасность», ограничившись узким подходом ко всему спектру угроз и их источников.

Выделим из информационного потока «образно-языковой» информации ту его часть, которая содержит социокультурную информацию, а из источников этой информации только информацию, исходящая от социальных и политических субъектов. Напомним, что эта информация инициирует и мотивирует познавательную, оценочную, материально-преобразовательную деятельность и «чисто информационную» деятельность общения, которая пронизывает первые три типа деятельности. И именно в процессе деятельности и возникают какие-то взаимоотношения-взаимосвязи индивида со внешней средой и с самим собой.

С учетом изложенного, социокультурной (по содержанию) и враждебной индивиду (по своим целям) является информация, исходящая от социальных и политических субъектов, которая подрывает безопасность индивида, во-первых, путем разрушения его способности самостоятельно мыслить, а, следовательно, самостоятельно действовать (определять свои цели, направления и способы их достижения) и оценивать эти действия и возникающие в их процессе взаимоотношения самостоятельно, с позиции национальной культуры, ее моральных и интеллектуальных ценностей. И, во-вторых, путем инициировании и стимулирования такой деятельности и таких возникающих при этом взаимоотношений-взаимосвязей индивида, которые ведут его к саморазрушению (умственному и нравственному, и/или физическому), к самоликвидацию.

А поскольку индивид всего является неделимой частью народа (социальной системы), постольку такая внешняя инициация его деятельности ведет в конечном итоге и к саморазрушению всего народа.

Понятно, что безопасность системы состояние динамическое, а не стационарное, т.к. внутренняя и внешняя среда постоянно изменяются. Поэтому, рассуждая с самых широких позиций, мы может сказать, что безопасность, как необходимое для выживания и развития народа условие, есть динамическое состояние защищенности народа от различных угроз его внутренним и внешним взаимосвязям-взаимоотношениям, обеспечиваемое какими-то мерами безопасности.

В случае информационной безопасности народа – защищенность, прежде всего того, на чем основывается объединение членов нации в какую-то общую социальную систему, что являет собой качество этой социальной системы, что выделяет ее из ряда аналогичных, т.е. основ внутренних и внешних взаимосвязей народа от информационных угроз (важнейшая часть социокультурного, т.е. морального и интеллектуального потенциала народа).

Как известно, основами взаимосвязей-взаимоотношений народа являются законы и принципы морали (нравственные ценности и нравственные ориентации, включающие в себя национальные обычаи и традиции) и законодательные акты государства.

Обычай - традиционно установившиеся правила общественного поведения; национальные традиции - то, что унаследовано народом от предшествующих поколений (образ жизни, образ действий, идеи, взгляды, вкусы и т.д.), это и обычаи бытовой, повседневной жизни (т.е. исторически установившийся порядок, правила повседневного поведения в быту, соблюдаемые абсолютным большинством представителей данного народа).

И мы можем утверждать, что социокультурная информационная безопасность нации есть такое обеспечиваемое какими-то мерами динамическое состояния защищенности основ внутренних и внешних взаимосвязей народа, которое (1) сохраняет духовный (социокультурный) потенциал ее членов от враждебных попыток изменения их сознания и подсознания, (2) не допускает инициирования враждебными социальными и политическими субъектами деятельности представителей этой нации, подрывающей внутренние и внешние взаимосвязи-взаимоотношения нации, обеспечивающие ее выживание и развитие, ведущей к самоликвидации (духовной и физической) индивида и нации [5;11; 18; 19; 34; 41].

Вспомним в этой связи классическое правило военной стратегии: «Лучшая оборона это наступление». И назовем субъектов опасных информационных угроз «информационным агрессором», помня, конечно, что агрессией называется незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.

«Информационная агрессия» есть борьба между глобальными группировками спербогатых людей планеты и национальными государствами, между государствами или между классами внутри государства, которая ведется за установление господства глобальных группировок, государства, класса путем подрыва социокультурного потенциала и переформатирования сознание и подсознание конкретных групп населения чужой или своей страны и стимулирования деятельности этих групп (народов, наций, иных социальных групп), ведущей к их самоликвидации (физической и/или духовной) [подробнее см.: 41; 43; 44].

Повторим: познавательная деятельность включает в себя обязательно анализ окружающей среды (включая и угрозы выживанию и развитию), прогнозируемую цель, средства, результат и сам процесс достижения цели.

В итоге наших рассуждений мы может сделать вывод о предмете нашей дисциплины «Гуманитарные аспекты информационной безопасности» в узком и рабочем для нас его значении.

«Гуманитарные аспекты информационной безопасности» есть дисциплина: (1) выявляющая и изучающая информационные угрозы социокультурному потенциалу нации и закономерности переформатирования информационным агрессором сознания и подсознания членов нации в целях ее самоликвидации, (2) прогнозирующая опасные последствия реализации различных информационных угроз, (3) вырабатывающая практические рекомендации по предотвращению, локализации и устранению ущерба, причиненного этой информационной агрессией и (4) формулирующая цели, содержание, средства, результат активного информационного и иного воздействия на информационного агрессора и тех групп населения, которые попали под его влияние

Таково содержание первого, рабочего понятия, давшего название нашей дисциплины. Заметим, что оно сформулировано логическим путем, т.е. логически обосновано, и будет уточняться нами в последующих логических рассуждениях. При этом под «логикой» обычно подразумевают науку о способах доказательств и опровержений или совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений и т.д.

С системно-логических позиций, когда мы ставим задачу постижения реальности (истины), того, как и каким образом наши высказывания будут соответствовать самому предмету, тогда логику можно представить как науку о выявлении неявного из высказываний, как науку об истине. Опирающуюся на базовую аксиому: что невозможно логически, то не существует эмпирически.

Основателем логики считается Аристотель. Различают индуктивную и дедуктивную логику, а в последней — классическую, интуиционистскую, конструктивную, модальную и др. Особое значение имеет математическая логика.

Поэтому понятия, выводимые из такого понимания логики, будут иметь следующие содержания: «Логичный» - вполне закономерный, разумный, последовательный. «Логический»: (1) последовательный в рассуждениях, умозаключениях или (2) разумный, внутренне закономерный.

Логику и логичность следует отличать от логистики и не использовать термин «логистичный», происходящий от «логистика». Дело в том, что термин «логистика» (от англ. logistics — материально-техническое снабжение) используется в предпринимательстве и означает контроль за всеми видами деятельности, связанными с закупкой ресурсов для производства и доставкой готовой продукции покупателю, включая необходимое информационное обеспечение этих процессов. Логистика также координирует взаимоотношения всех членов системы снабжения и распределения. К непосредственным функциям логистики относятся: транспортировка, складирование, сбор заказов, распределение продукции, упаковка, сервисное обслуживание и т.д.

Для этого пособия нами были в значительной степени использованы, прежде всего, работы таких известных исследователей ораторского искусства, как В.JI. Артемов, С.Г.Кара-Мурза, С.И.Попов и П.Н.Федосеев, а также идеи философов А.А.Зиновьева и Д.А. Гусева [8; 15; 18; 27; 28].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow