Глава XXII

Состояние нечистоты лишает священника права касаться (и вкушать) святыни; о членах семьи священника, могущих вкушать святыни. 18–27. Качество (беспорочность) жертвенных животных и возраст их. 28–33. Замечание о жертвах и общее требование святости.

1. И сказал Господь Моисею, говоря:

2. скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь.

3. Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь (Бог ваш).

4. Кто из семени Ааронова прокажен, или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснется к чему-нибудь нечистому от мертвого, или у кого случится излияние семени,

5. или кто прикоснется к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою, -

6. тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело свое водою;

7. но когда зайдет солнце и он очистится, тогда может он есть святыни, ибо это его пища.

8. Мертвечины и звероядины он не должен есть, чтобы не оскверниться этим. Я Господь.

9. Да соблюдают они повеления Мои, чтобы не понести на себе греха и не умереть в нем, когда нарушат сие. Я Господь (Бог), освящающий их.

2–9. В качестве препятствия для священников вкушать от возносимого на алтаре - от святынь великих и святынь - называется сначала нечистота вообще (ст. 2–3), затем отдельные виды нечистоты и осквернения: проказа (ср. XIII: 2 и д.), половое истечение (XV: 2), прикосновение к мертвому (XXI: 1 и др.), к гаду или к нечистому человеку (XI: 29, 31, 43), вкушение мертвечины и звероядины (XI: 39; XVII: 15). Во всех этих случаях требовалось законом предписанное очищение и уже после него священник получает право вкушения святынь, составляющих «хлеб его». Вкушение же священных яств в состоянии нечистоты было равносильно кощунственному поруганию и отрицанию святыни и всего культа, а вместе с тем и святого Иеговы, учредившего культ и в нем входившего в общение со Своим народом; а потому священник, допустивший это, как и мирянин, в состоянии нечистоты евший мясо мирной жертвы (VII: 20), повинен был «истреблению» - без сомнения, суду Божию (бездетством, ранней смертью, болезнью, см. 1 Кор XI: 30), а не казни от людей, для которых грехи означенного рода большею частью оставались скрытыми.

10. Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник не должен есть святыни;

10–16. Речь идет уже не о «великих святынях» (частях жертв греха, вины см. VI: 25–39), который могли вкушать только мужчины фамилии Аарона (VI: 16–18), а просто о святынях, т. е. остатках мирной жертвы, достававшихся священникам. Называется несколько случаев запрещения и разрешения вкушения этих святынь разным лицам, стоящим в известной степени к святыням, - случаев, весьма характерных для духа закона и теократии Ветх. Завета 1-й случай: поселенец и наемник священника, не принявший обрезания, как чуждый (евр. zar) теократии, не может вкушать святыни, напротив раб купленный за серебро, - по обрезании сделавшийся членом семьи не только в бытовом, но и в религиозно-богослужебном отношении (Исх ХII: 44; см. Быт XVII: 23), - мог наравне с домочадцами есть «святыни» (ст. 10–11). 2-й случай: дочь священника - замужняя - имеет право вкушать «святыни» лишь тогда, когда состоит в замужестве со священником же; находясь же в браке за посторонним (евр. isch zar, Vulg.: cuilibet ex populo nupta) - мирянином, она теряла это право, и лишь вдовство или развод с ним и возвращение в дом отца-священника, как бы на положении девицы (kineurejah, Vulg.: sicut puella) возвращало его ей. 3-й случай: приносящий мирную жертву мог по ошибке употребить для своей трапезы и части, принадлежащие священникам; тогда, по общему правилу о ненамеренных нарушениях прав святилища, он (ср. V: 14) возвращал неправильно взятое, с прибавлением 1/5.

11. если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его.

12. Если дочь священника выйдет в замужество за постороннего, то она не должна есть приносимых святынь;

13. когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как была в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его.

14. Кто по ошибке съест что-нибудь из святыни, тот должен отдать священнику святыню и приложить к ней пятую ее долю.

15. Священники сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу,

16. и не должны навлекать на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои, ибо Я Господь, освящающий их.

15–16. Новое увещание священникам к благоговению пред святынею (ср. ст. 2–3, 9).

17. И сказал Господь Моисею, говоря:

18. объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым и скажи им: если кто из дома Израилева, или из пришельцев, (поселившихся) между Израильтянами, по обету ли какому, или по усердию приносит жертву свою, которую приносят Господу во всесожжение,

17–18 стихи образуют переход к речи о полной беспорочности жертвенных животных, - речи, обращенной одинаково как к священнослужителям, так и к жертвователям, т. е. ко всем израильтянам. Это требование беспорочности жертвенного материала соответствует постановлению о неимении священнослужителями телесных недостатков (XXI: 17–23): и жрец, и жертва должны были даже по внешности выражать идею чистоты и очищения. По блаж. Феодориту (вопр. 30), «в жертву приносить повелевает Бог животных с неповрежденными членами, приносимым вразумляя приносящих, чтобы они здравыми имели деятельные силы души». Правило о беспорочности жертвы относилось и к иноземцам, по ветхозаветному закону допускавшимся во внешний двор храма и имевшим право приносить жертвы Богу Израилеву (ст. 18, 25; ср. XVI: 29).

19. то, чтобы сим приобрести благоволение от Бога, жертва должна быть без порока, мужеского пола, из крупного скота, из овец и из коз;

20. никакого животного, на котором есть порок, не приносите (Господу), ибо это не приобретет вам благоволения.

19–20. Благоволение Божье, которого искал жертвователь, не могло почивать на жертвователе, недостаточно благоговейном и внимательном к качеству жертвы.

21. И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, (или в праздники ваши,) из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней;

22. животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень;

23. тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу;

24. животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего;

21–24а. Перечисление недостатков, делающих животное негодным к жертвоприношению. Один из 3-х видов жертвы мирной - жертва усердия (nedabah) почиталась почему-то ниже других видов: в жертву усердия позволялось приносить животное не вполне нормально сформированное.

24б. По раввинам, запрещает всякую кастрацию (людей и животных).

25. и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения.

26. Я сказал Господь Моисею, говоря:

27. когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу;

28. но ни коровы, ни овцы не закалайте в один день с порождением ее.

29. Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите ее так, чтоб она приобрела вам благоволение;

30. в тот же день должно съесть ее, не оставляйте от нее до утра. Я Господь.

26–30. Эти стихи содержат 3 правила касательно приношений к святилищу и жертв. Во-первых, относительно приношения Богу первородных животных (ср. Исх XXII: 28–29). Они 7 дней должны, до возмужания, пробыть при матери и затем немедленно быть доставляемы святилищу. По блаж. Феодориту, «Бог знал нечестие и чревоугодие некоторых; знал, что, если увидят рожденное полным и добровидным, то удержат у себя, и принесут другое. Поэтому повелел приносить и вскоре по рождении» (вопр. 31). Указанный возраст был минимальным и вообще для животных, приносимых в жертву. Во-вторых, гуманное повеление не закалать в один день корову или овцу вместе с порождениями их, - правило, аналогичное запрещению Втор ХХII: 6–7, брать из гнезда одновременно с птенцами и мать их (ср. еще Исх XXIII: 19: не варить козленка в молоке матери его; последнее место, впрочем, различно понимается). В-третьих, повторение (ср. VII: 15; ХIX: 6) закона о съедении мяса жертвы благодарности в самый день жертвоприношения.

31. И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь.

32. Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим среди сынов Израилевых. Я Господь, освящающий вас,

33. Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом. Я Гоcподь.

31–33. Общее заключительное увещание (ср. VIII: 30; XIX: 37) к точному соблюдению законов о жертвах, так как всякое нарушение этих законов, всякий произвол в совершении жертв, есть отрицание идеи и принципа жертва - служить средством освящения Израиля от Иеговы, Бога откровения, исторически открывшегося народу израильскому в изведении его из Египта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: