К Дню Подводника

Mar. 19th, 2013 at 10:53 PM

Расскажу немного об самом успешном с точки зрения боевый эффективности проекте подводных лодок в Истории Российского Флота, самой успешной лодке и самом успешном русском подводнике, чей рекорд не не будет побит уже никогда. И который, понятно широкой публике практически неизвестен.

Подводные лодки типа «Морж» были двухвинтовыми, однокорпусными, имели развитую по длине легкую надстройку и рубку. Исходя из намерения применить на практике свои расчеты по снижению сопротивления движению в воде полковник (позже — генерал-майор) И.Г. Бубнов разработал форму корпуса, обводы которого были образованы математическими кривыми. Характерной особенностью было то, что все сечения лодки, за исключением оконечностей, представляли собой круговые конструкции, связанные математическими зависимостями с длиной и осадками (впервые эта идея была реализована при постройке «Акулы»).

Корпус и обе сферические переборки в оконечностях выполнялись клепаными. Основной конструкционный материал — сталь, в оконечностях — никелевая, с толщинами 10,5 и 12 мм. Надстройка — из обычной стали.

Дифферентные цистерны И.Г. Бубнов расположил в верхней части пространства между двумя сферическими переборками (в носу и в корме корпуса ПЛ), соединенными между собой горизонтальной диафрагмой. Цистерны главного балласта (носовая — 42,3 т, кормовая — 40,4 т) находились в оконечностях ПЛ, заполнение их производилось помпами.

Набор лодки в средней части состоял из кольцевых шпангоутов со шпацией 305 мм, обшивка толщиной 10 мм выполнялась в виде двух поперечных полуколец. Там же, в средней части размещались внутренние балластные и топливные цистерны, цистерна пресной воды, а также якорная заместительная цистерна. Легкая надстройка («верхняя площадка») над прочным корпусом на длине до 10 м в нос и в корму образовывала в своей средней части верхнюю наружную цистерну, постоянно соединенную с забортной водой шпигатами. Ее боковые стенки и настил ее выполнялись из 3-мм стальных листов, набор — из угольников (шпация 305 мм). Сама надстройка шириной 2,2 м возвышалась над водой на 1,5—1,85 м.

В средней части прочного корпуса, одна над другой, располагались две средние цистерны — т. н. «отрывная» (на случай аварийного всплытия) и уравнительная, обе в виде цилиндров диаметром 1,83 м из 8-мм и 6-мм листовой стали соответственно.

Наружная обшивка в оконечностях набиралась из продольно идущих 5-мм листов, причем по уровню грузовой ВЛ предусматривался добавочный (усиленный) пояс.

Рубка выполнялась из листов толщиной 10 мм, причем листы набора близ компаса предусматривались из маломагнитной стали. Над прочной рубкой предусматривался легкий мостик с шахтой для спуска в рубку и приемными трубами вентиляции, при этом последние при погружении ПЛ подлежали заполнению водой. При этом конструкция мостика и рубки, а также соединение их между собой в случае аварийного разрушения мостика исключали нарушение непроницаемости рубки.

Внутри прочной рубки устанавливались два перископа (системы Герца) с гидравлическим приводом для подъема и опускания, а на крыше ее ограждения — нактоуз для съемного компаса. Лодка оснащалась радиостанцией с радиусом действия до 100 миль, а также переносным прожектором. Для обеспечения работы радиотелеграфа в корму от рубки устанавливалась подъемная радиомачта.

Штевни и баллеры рулей предусмотрены коваными. В состав якорного устройства входили три якоря (два по 540 кг, один — 160 кг) для стоянки в надводном положении и два (носовой в 320 и кормовой в 240 кг) для стоянки на глубине системы Бакстера, а также электрический шпиль и лебедка. Из спасательных средств имелась парусиновая шлюпка, убиравшаяся внутрь или в надстройку, а также спасательные жилеты и круги для всего личного состава.

Движение в надводном положении ПЛ обеспечивалось двумя дизельными четырехтактными двигателями мощностью по 250 л.с. Полный запас топлива, хранившийся в топливных цистернах, составлял около 54,4 т, дальность плавания лодки 10-узловым ходом достигала 2600 миль.

Для обеспечения подводного хода служили два электромотора постоянного тока мощностью в 500 л.с. каждый при напряжении 120 В.

В качестве движителей проектом предусматривалась установка двух трехлопастных гребных винтов с возможностью изменения шага, однако фактически после замены предусмотренных проектом дизелей на 250-сильные двигатели были установлены другие, четырехлопастные гребные винты.

Рабочая глубина погружения составляла 45,5 м, но прочность корпуса ПЛ была рассчитана на предельную глубину в 91 м.

Согласно расчетам, мореходность лодки в надводном положении должна была обеспечиваться при ветровой нагрузке до 8 баллов и соответствующем волнении, причем в позиционном положении (имеется в виду положение, из которого требуется не более 1 минуты для перехода в боевое без дополнительной удифферентовки лодки) требовалось обеспечить движение под дизелями при волнении до 3—4 баллов.

Для размещения командира и офицеров на лодке предусматривались каюты, также имелась офицерская кают-компания, камбуз. Унтер-офицеры и матросы размещались в кубриках в носу и корме.

Вооружение лодок состояло из двух носовых и двух кормовых трубчатых минных (торпедных) аппаратов завода «Г.А. Лесснер» и восьми наружных решетчатых (в ряде источников они называются траверзными) ТА системы С.К. Джевецкого (Джевецкого-Подгорного). Все они предназначались для стрельбы 45-см самодвижущимися 5,5-метровыми минами (торпедами) образца 1912 г. Запасные торпеды отсутствовали. Трубчатые ТА имели общие «воздухохранители» — по одному на носовую и кормовую группу ТА соответственно, причем их устройство исключало залповую стрельбу торпедами, позволяя выпускать их только последовательно, в соответствии с принятой тогда практикой.

Наружные ТА имели сектора обстрела 20—160 градусов от ДП и позволяли выполнять как стрельбу одиночными торпедами, так и залповую стрельбу с параллельным ходом торпед, веером или «кинжальную» аппаратную стрельбу.

Автономность лодок по запасам провизии составляла 10 суток. Комплектация личного состава включала командира, трех офицеров и 43 унтер-офицера и матроса.

Несмотря на то, что "Моржи" как проект стали еще одними заложниками сомнительных экспериментов И.Г. Бубнова в области кораблестроения, который ради облегчения субмарин и облегчения доступа к механизмам отказался от разделения отсеков водонепронецаемыми переборками в лодках своих проектов (с мотивацией трудностями спасения из незатопленных отсеков затонувшей субмарины) лодки получились весьма удачными. Настолько, что даже замена проектных германских дизелей отечественными, снятыми с амурских канонерских лодок - оказалась очень кстати. Первой причиной стал резерв водоизмещения, использованный для оснащения лодок довольно мощной артиллерией, второй - высокая техническая надежность отечественных дизелей " ...Я очень доволен, что на эти лодки поставлены амурские дизеля, а не заказанные в Германии. Хотя ход и мал (10 узлов под обоими и 7 узлов под одним), но надежность такова, что лодка за каждый поход охватывает по 1500 миль без отказу... " (командующий бригадой подводных лодок Черноморского Флота капитан 1 ранга В.Е.Клочковский).
Цену лодок проекта определила именно война.

1. Подводная лодка "Морж" с февраля 1915-го года и до своей гибели в мае 1917-го на плавающей мине, уничтожила, повредила, заставила выброситься на берег и захватила в качестве призов до 28 турецких пароходов, шхун и барж.

2. Подводная лодка "Нерпа" выйдя в первый боевой поход так же в феврале 1915-го, сумела уничтожить, повредить и захватить до 24 турецких судов.

3. И наконец подводная лодка "Тюлень" по подсчетам автора наиболее авторитетного на сегодня сайта о российском Подплаве " Штурм Глубины " на настоящее время имеет право претендовать на результаты сравнимые с ними обоими - в общей сложности до 56 единиц различных турецких судов и плавсредств. Не менее 28 единиц из которых на настоящий момент подтверждены турецкими документами, несмотря на серьезные лакуны документации по данному периоду вследствие развала Османской империи, оккупации Турции и череды последующих войн которые ныне принято именовать "войной за независимость Турции" или "Кемалистской Революцией". "Волк" И.К.Мессера его четырьмя жертвами опережает данную лодку только по тоннажу.

Летопись боевых походов "Тюленя" за 1916-год выглядит примерно следующим образом:
1916 год 28 января - 10 февраля.

Находилась в боевом походе в районе Босфора. 2.2 была атакована германским гидросамолетом №286 типа Gotha WD2, который сбросил 2 бомбы. 5.2 безрезультатно атаковала 2 парохода. 7.2 была повторно атакована гидросамолетом №286, который сбросил 5 бомб. 8.2 в районе Кефкена захватила шхуну, которая затонула при буксировке;

1916 год 14 - 23 марта.

Находилась в боевом походе в районе Босфора и побережья Болгарии. 19.3 в 5 милях от Босфора обнаружила и атаковала двумя торпедами турецкий пароход "Дутор" (Dutor, бывший австрийский Dubrovnik, 4232 брт). Пароход был поврежден взрывом одной из торпед и выбросился на берег у Галата-Бурну. 21.3 обнаружила у о. Кефкен обнаружила большую группу шхун с углем. Сблизившись с ними ПЛ начала артобстрел, в итоге были уничтожены 11 шхун (некоторые из них пришлось поджечь, а часть даже таранить, чтобы ускорить затопление), на каждой из шхун находилось 50-60 т. угля. 23.3 южнее Севастополя была обнаружена немецкой ПЛ UB-7, которая не смогла сблизиться для атаки. За время похода пройдено 1095 миль (46 миль в подводном положении);

1916 год 5 - 15 апреля.

Находилась в боевом походе, действуя у Анатолийского побережья в районе Босфора. 8.4 была атакована немецким гидросамолетом, который сбросил 5 бомб. 11.4 ночью у Акчакоджи атаковала каботажный колесный паром "Эзер-и-Мерхамед" (Eser-i Merhamet Shirket №42, 230 брт). Пароход успел выброситься на берег, но был добит торпедами (по турецким данным, торпеды не попали в корабль). В тот же день ПЛ уничтожила артогнем бригантину (с грузом соли и керосина) и 6 барж. Возвращение в Севастополь задержалось на сутки - из-за мин выставленных UC-15 пришлось зайти сначала в Евпаторию;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: