Философия Древнего Китая

Китайцы поклоняются духам(драконам – их множество). Но главная одухотворенная сила – небо).В китайской философии выпячивается светский характер с государственническим уклоном. Центральные фигуры ‑ учитель и чиновник. Подробные правила поведения (ритуалы и кодексы) – как путь праведной жизни, вселенской гармонии темного (инь) и светлого (ян) начал.

Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления мира сего.

Зарождение философских школ Китая (период 100 школ) в VI-III вв. до н.э.

Первый философ - Конфуций - создатель этического учения о праведной жизни на основе соблюдения норм гуманности, почтительности, порядка, воспитанности и этикетности. Его идеи:

1. Господство порядка (Ли) в природе (космосе). В жизни человека порядок есть соблюдение традиций своей народной культуры.

2. Первичность воспитания человека над насилием. Важно не угнетать человека, а развивать в нем позитивные качества.

3. Всестороннее развитие человека - благородного мужа, который:

а) обладает жень – милосердие, сочувствие, совесть – т.е. гуманность; выражается правилом: "Помоги другим достичь того, чего желаешь себе, и не делай другим того, чего не желаешь себе";

б) этикетность в межличностных отношениях;

в) точность и исполнительность на службе;

г) ответственность по поводу полученного дела и по поводу собственных поступков;

д) почтительность в отношении с людьми по принципу: младший брат подчиняется старшему, женщина подчиняется мужчине и все – императору.

4. Золотое правило праведности (формальный принцип поведения, который в дальнейшем стал развиваться мыслителями в разных формах): "Не делай другим того, чего не желаешь себе".

Идеи Кофуция имели дальнейшее развитие. Со 2 в. до н.э. по 911 г. н.э. конфуцианство являлось официальной идеологией Китая (шла его пропаганда у всех поколений населения

Идеи Кофуция имели дальнейшее развитие. Со 2 в. до н.э. по 911 г. н.э. конфуцианство являлось официальной идеологией Китая (шла его пропаганда у всех поколений населения).

Легизм – философское учение об управлении людьми с помощью наказаний и организованного насилия на основе закона. Легисты впервые создали идею господства закона, а не воли императора. Сам император подчиняется закону. В этом случае возможна гармония в государстве.

Моизм (4 в. до н.э.). Высшее благо для индивида есть взаимная польза при взаимодействии с другими людьми и государством. Это идея коллективизма. Она призывала людей к ограничению эгоизма, излишеств и роскоши в жизни.

Даосизм – мистическое учение о первичности универсальной силы бытия (Дао), которое обеспечивает гармонию. Если следовать Дао, то не будет ни войн, ни конфликтов, а будет гармония. Но пути оптимальной деятельности по Дао не были четко определены. Однако общечеловеческие нормы морали были основой поведения в согласии с Дао.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: