Особенности: универсализм, рационализм, космоцифизм, попытка выявить законы мироздания(космос).
Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром и Гераклитом Эфесским. Первоначалом они считали те или иные явления природы, саму природу.
Фалес считал первоначалом мира воду («все из воды»), Анаксимен – воздух, Анаксимандр – первое вещество-апейрон, Гераклит – огонь, Пифагор - число. Затем стихии Эмпедокла стали символами всеобщего (земля, вода, огонь, воздух). Это были не просто вещества, а разумные, божественные, вечные вещества. Греческие натурфилософы заменили миф логосом (понятием).
Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым. Было непонятно, почему предпочтение отдается определенному природному началу. Разрешая эти противоречия, милетский философ Анаксимандр исходил из того, что начало – это не что-то вещественное; а апейрон – безграничное.
|
|
Более абстрактно объясняли начало мира пифагорейцы – с помощью числа (суть природы – отношения между числами).
Великим античным диалектиком был Гераклит. Он объяснял мировые процессы: возникновение и исчезновение вещей – это противоречивое единство. Он учил, что все течет и изменяется; нельзя войти в одну реку дважды. Бытие и небытие связаны между собой, они обуславливают и переходят друг в друга. Эту идею довел до абсолюта Кротил.
Представители Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон), наоборот, сосредоточили внимание на устойчивости, покое. Они выделяли мир единого и неподвижного бытия, открытого чистому мышлению (это истинное бытие).
Зенон- ученик Парменида. Автор книги апории:
1) «Дихотомия»- деление надвое
2) » Ахиллес и черепаха»- самый быстрый бегун и медленная черепаха.
3) «Стрела»- летящая стрела, неподвижная
4) «Стадии».
Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен- материалисты, Пифагор- идеалист