Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает определенной материально-финансовой базой. Проще говоря, когда имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функций. Деньги можно получить, реализуя произведенный товар (работы, услуги), т. е. осуществляя деятельность в сфере материального производства. Между тем, государственная деятельность по своей природе относится к управленческой деятельности, в процессе которой не создается новой стоимости в виде товара. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, в частности, и всего государственного аппарата, в целом, не создает того продукта (товара), выразителем стоимости которого выступают деньги. В силу этого государство вынуждено искать их где-то на стороне. В числе методов, посредством которых государство добывает себе необходимые денежные средства, основным выступают налоги.
Налог представляет собой сложное, многогранное явление, являясь одновременно материальной, экономической и юридической категорией.
|
|
В материальном смысле налог - это определенная сумма денег (или материальных ценностей, если налог является натуральным), подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и в установленном порядке.
Как экономическая категория - это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.
В правовом смысле - это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (материальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки ив предписанном порядке.
Материальным признаком налога выступает то, что он выражает собой определенную сумму денег (при денежной форме налога) либо определенное количество вещей, определяемых родовыми признакам и (при натуральных налогах), которые налогоплательщик обязан отдать государству.
К юридическим признакам налога относятся следующие: 1) налог устанавливается только государством в лице уполномоченного на то органа и в надлежащей правовой форме (признак законности установления налога); 2) налог может существовать только в правовой форме; 3) налог является односторонним установлением государством; 4) установление налога порождает финансовое обязательство налогоплательщика, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства и мерами юридической ответственности; 5) налог носит принудительный характер; 6) осуществляемое посредством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер.
|
|
Рассмотрим указанные признаки.
1. Налог - это установление государства.
Налог может установить только государство. При этом государство действует, опираясь на свои полномочия как субъекта политической власти. Никакой негосударственный субъект не может установить и ввести налоги, хотя обязательные платежи могут быть установлены и вне государственных образований.
Этим признаком налог отличается от любых других обязательных платежей, устанавливаемых негосударственными субъектами (отчислений, предусмотренных религиозными канонами; сборов, устанавливаемых органами общественного самоуправления граждан; обязательных взносов, вытекающих из членства в той или иной хозяйственной, политической или общественной организации и т. п.).
При этом налоговое законодательство большинства стран предусматривает, что налог, во-первых, имеет право устанавливать строго определенный орган, которым в настоящее время выступает обычно тот или иной представительный орган государства (например, парламент), во-вторых, установление налога должно производиться актом, строго определенной формы (обычно законом), в-третьих, принятие этого правового акта должно производиться в установленном порядке, который в отношении именно налоговых законов может иметь ту или иную специфику или специальные правила. Лишь тогда налог считается законно установленным и лишь тогда он порождает обязанность юридических лиц и граждан по его уплате. Это выражает признак «законности установления налога».