Лицензионные и иные сборы

Государственный сбор - плата государственному органу за соверше­ние юридически значимого по отношению к плательщику акта (придание плательщику определенного правового статуса, юридическая легализация определенного имущества, без которой использование данного имуще­ства не разрешается, выдача разрешения на пользование чем-либо либо предоставление права осуществления какой-либо деятельности).

К государственным сборам Налоговый кодекс сбор за государственную регистрацию лиц, сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, сбор за государственную регистрацию прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним, сбор за государственную регистрацию меха­нических транспортных средств, гербовый сбор, лицензионный сбор и др.

Основное отличие налогов и государственных сборов заключается в следующем.

Во-первых, государственные сборы призваны компенсировать расхо­ды государственного аппарата, т. е. они должны быть скорреспондирова­ны с затратами, произведенными при реализации соответствующей госу­дарственной услуги в виде юридически значимых действий; налоги призваны финансировать деятельность государства в целом.

Некоторые авторы определяют налог через понятие "сбор" (см., напр.: Со­колов А. Теория налогов. М., 1928. С. 11; Горский И. В. Налоги в рыночной экономике. М., 1992. С.6). В свете ныне существующих представлений понятия "сбор" и "налог" выражают собой различные виды обязательных платежей.

Во-вторых, признаком налога является безвозмездность (юридический критерий) и безэквивалентность (экономический критерий); сбор же яв­ляется относительно эквивалентным платежом - уплатив сбор, субъект по­лучает определенное право, статус или разрешение от государства. На­пример, с уплатой сбора за государственную регистрацию юридических лиц связано приобретение субъектом статуса юридического лица, лицен­зионный сбор взимается при выдаче лицензии, которая дает плательщику право заниматься определенным видов деятельности. Налог уплачивает­ся «просто так» - уплатив налог, плательщик ничего взамен не получит; сбор уплачивается в связи с совершением государственным органом в пользу плательщика какого-то юридически значимого действия.

В-третьих, сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений.

В-четвертых, вступление лица в отношение с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер; вступление же в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица доброволь­ный характер, поскольку добровольным является само обращение к госу­дарству за тем, что обусловлено уплатой сбора. Например, лицо обраща­ется в соответствующий государственный орган с заявлением о выдаче лицензии на право занятия определенным видом предпринимательской деятельности. Само обращение носит сугубо добровольный характер ­

никто не заставляет лицо заниматься такой деятельностью. Однако выда­ча лицензии обусловлена уплатой лицензионного сбора, который в силу этого приобретает характер обязательного платежа.

Плата - это платеж государству за пользование объектами, находящи­мися в государственной собственности или отнесенными к фискальной монополии государства. Название «плата» применяется в Казахстане к нескольким видам пла­тежей: плата за пользование земельным участком, плата за пользование водными ресурсами, плата за пользование животным миром, плата за лес­ные пользования и т. п.

Основное отличие налога от платы заключается в том, что налог являет­ся безвозмездным и безэквивалентным платежом, а плата - возмездным эквивалентным; налог опосредует финансовое отношение, а плата - граж­данско-правовое, где государство выступает в роли субъекта гражданского права. Уплатив плату, лицо получает ее эквивалент в виде права пользова­ния тем или иным объектом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: