Государственный сбор - плата государственному органу за совершение юридически значимого по отношению к плательщику акта (придание плательщику определенного правового статуса, юридическая легализация определенного имущества, без которой использование данного имущества не разрешается, выдача разрешения на пользование чем-либо либо предоставление права осуществления какой-либо деятельности).
К государственным сборам Налоговый кодекс сбор за государственную регистрацию лиц, сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств, гербовый сбор, лицензионный сбор и др.
Основное отличие налогов и государственных сборов заключается в следующем.
Во-первых, государственные сборы призваны компенсировать расходы государственного аппарата, т. е. они должны быть скорреспондированы с затратами, произведенными при реализации соответствующей государственной услуги в виде юридически значимых действий; налоги призваны финансировать деятельность государства в целом.
Некоторые авторы определяют налог через понятие "сбор" (см., напр.: Соколов А. Теория налогов. М., 1928. С. 11; Горский И. В. Налоги в рыночной экономике. М., 1992. С.6). В свете ныне существующих представлений понятия "сбор" и "налог" выражают собой различные виды обязательных платежей.
Во-вторых, признаком налога является безвозмездность (юридический критерий) и безэквивалентность (экономический критерий); сбор же является относительно эквивалентным платежом - уплатив сбор, субъект получает определенное право, статус или разрешение от государства. Например, с уплатой сбора за государственную регистрацию юридических лиц связано приобретение субъектом статуса юридического лица, лицензионный сбор взимается при выдаче лицензии, которая дает плательщику право заниматься определенным видов деятельности. Налог уплачивается «просто так» - уплатив налог, плательщик ничего взамен не получит; сбор уплачивается в связи с совершением государственным органом в пользу плательщика какого-то юридически значимого действия.
В-третьих, сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений.
В-четвертых, вступление лица в отношение с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер; вступление же в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица добровольный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству за тем, что обусловлено уплатой сбора. Например, лицо обращается в соответствующий государственный орган с заявлением о выдаче лицензии на право занятия определенным видом предпринимательской деятельности. Само обращение носит сугубо добровольный характер
никто не заставляет лицо заниматься такой деятельностью. Однако выдача лицензии обусловлена уплатой лицензионного сбора, который в силу этого приобретает характер обязательного платежа.
Плата - это платеж государству за пользование объектами, находящимися в государственной собственности или отнесенными к фискальной монополии государства. Название «плата» применяется в Казахстане к нескольким видам платежей: плата за пользование земельным участком, плата за пользование водными ресурсами, плата за пользование животным миром, плата за лесные пользования и т. п.
Основное отличие налога от платы заключается в том, что налог является безвозмездным и безэквивалентным платежом, а плата - возмездным эквивалентным; налог опосредует финансовое отношение, а плата - гражданско-правовое, где государство выступает в роли субъекта гражданского права. Уплатив плату, лицо получает ее эквивалент в виде права пользования тем или иным объектом.