Сознание: подходы. Идеальность и социальная сущность сознания

25.1 объективный идеализм о сознании; Объективные идеалисты (Платон; Ф.Аквинский, 1225-1274; Г.Гегель, 1770-1831) утверждают, что сознание человека является частью или проявлением надприродного мирового духа. Такое понимание служит философской основой религиозного понимания души человека.

25.2 субъективный идеализм о сознании; Субъективные идеалисты (Д.Юм, 1711-1776; Дж.Беркли, 1685-1753; Э.Мах, 1838-1916; Р.Авенариус, 1843-1896) считают, что индивидуальное сознание само выступает в качестве субстанциональной основы, определяющей характер существования материальных явлений.

25.3 метафизический материализм о сознании; Немецкие физиологи Бюхнер (1824-1899), Молешотт (1822-1893), философ Дицген (1828-1888) рассматривали сознание как физиологический процесс, непосредственное свойство мозга. Мозг вырабатывает мысль так же, как печень выделяет желчь (Фогт).

25.4 диалектический материализм о сознании; Исходит из того, что сознание не является особой субстанцией наряду с материей. Специфичность сознания, характеризуемая категорией идеального, заключается в том, что это не вид, а особое свойство высокоорганизованной материи.

25.5 в чем проявляется идеальность сознания; Идеальный характер сознания проявляется в следующем:

-сознание не обладает физическими свойствами (массой, размерами);

-не сводится к нейрофизиологическим процессам, так как идеальное выступает как система отношений между миром и человеком;

-не обладает признаками отражаемых предметов (идея розы не пахнет);

-обладает собственной активностью (способно создавать и изменять модели действительности).

25.6 социализация – это процесс индивидуального усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта через включение индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств, позволяющих ему быть членом общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: