В табл. 9 приведены результаты моделирования электорального сдвига по уже рассматривавшимся выше социально-профессиональным группам (строка "Население в целом" – это столбец "Модель" из табл. 8).
Таблица 9
Модель электорального сдвига
по социально-профессиональным группам, %
| Модель сдвига | КПРФ | ВР | ПРЕС | ДПР | ЯБЛ | ЛДПР | АГРА | ЖЕНР | Другие | Против | Не участв. |
| Население в целом | - | - | - | - | |||||||
| крупных городов | - | - | - | - | - | ||||||
| малых городов и сел | - | - | - | ||||||||
| Специалисты | |||||||||||
| мужчины | - | - | - | - | - | - | |||||
| женщины | - | - | - | - | - | ||||||
| до 35 лет | - | - | - | - | - | - | - | ||||
| старше 35 лет | - | - | - | - | - | ||||||
| с доходом до 35 тыс. руб. | - | - | - | - | |||||||
| с доходом более 35 тыс. руб. | - | - | - | - | - | ||||||
| Служащие | |||||||||||
| мужчины | - | - | |||||||||
| женщины | - | - | - | - | - | - | |||||
| до 35 лет | - | - | - | - | - | ||||||
| старше 35 лет | - | - | - | - | |||||||
| с доходом до 35 тыс. руб. | - | - | - | - | - | - | |||||
| с доходом более 35 тыс. руб. | - | - | - | - | |||||||
| Рабочие | |||||||||||
| мужчины | - | - | - | - | |||||||
| женщины | - | - | - | - | - | - | |||||
| до 35 лет | - | - | - | - | - | ||||||
| 35–45 лет | - | - | - | - | - | - | |||||
| старше 45 лет | - | - | - | - | |||||||
| со средним образованием | - | - | - | - | |||||||
| с неполным средним образованием | - | - | - | - | - | ||||||
| с доходом до 35 тыс. руб. | - | - | - | - | |||||||
| с доходом более 35 тыс. руб. | - | - | - | - | - | ||||||
| Пенсионеры | |||||||||||
| мужчины | - | - | |||||||||
| женщины | - | - | - | - | - | - | |||||
| с доходом до 35 тыс. руб. | - | - | - | - | - | ||||||
| с доходом более 35 тыс. руб. | - | - | - | - | - |
Эти данные показывают, насколько различным было в день выборов поведение избирателей, еще за неделю до выборов не высказывавшихся определенно о своем решении. Здесь прекрасно видно, как они "не пошли" голосовать за "Выбор России" (за исключением молодых и относительно бедных специалистов с высшим образованием), как "примкнули" к ЛДПР служащие, рабочие и пенсионеры (но не специалисты), причем служащие пошли также к блоку "Яблоко" и "Женщинам России", рабочие – также и к Аграрной партии, а пенсионеры – также и к КПРФ. Видно и то, что женщины более чем мужчины склонны игнорировать выборы.
Но главное все-таки в данном контексте – это вывод о том, что "неопределившиеся" – это скорее всего лабильные, спонтанные, эмоциональные (требует проверки!). И именно из-за них первостепенное значение приобретает анализ социально-психологических факторов, влияющих на принятие электоральных решений.
К таким факторам безусловно относятся микрогруппы, в которые включен человек (семья, соседи, друзья, сослуживцы и т. д.), но прежде всего, видимо, – средства массовой информации.






