Прибыли и рентабельности

6.1. Цель работы

Освоение методики маржинального анализа прибыли и рентабельности, а также полнее изучение взаимосвязи между показателями и измерение влияния факторов на результативный показатель.

6.2 Теоретические сведения

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

В методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель:

, (6.1),

Где Pr – прибыль, руб; Nреал– объем реализованной продукции, шт; Р - цена реализованной продукции, руб.; S - себестоимость изделия, р.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязи объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных остается неизменной. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

(6.2)

где V– переменные затраты на единицу продукции, руб.; B – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции, руб.; Мед - маржинальный доход на единицу продукции, руб.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

(6.3)

По методике маржинального анализа прибыль в большей степени зависит от структуры продаж, так как выше перечисленные факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.

Таким образом, сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли доказывает преимущество методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные зависимости. Применение этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Методика анализа рентабельности, применявшаяся и применяемая на многих предприятиях, также не учитывает взаимосвязь «затраты – объем - прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Для факторного анализа рентабельности одного вида продукции используется следующая модель:

(6.4)

Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используем следующую модель:

(6.5).

Преимущество этой методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности, объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

Задача 6.1. На основе данных таблицы 6.1. провести факторный анализ показателей прибыли и рентабельности.

Решение.

Таблица 6.1

Исходные данные

Вид продукции Объем продаж, шт. Структура продаж Цена, тыс. р. Переменные затраты на изделие, тыс. р. Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс.р.
план факт план факт план факт план факт план факт
А     0,51 0,68 5,0 6,0 2,8 3,2    
Б     0,49 0,32 3,1 3,7 1,85 2,0    
Итого     1,0 1,0 - - - -    

1. Проведем маржинальный анализ прибыли по продукции Б:

тыс. руб

тыс. руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.р.

Общее изменение прибыли составляет:

тыс.р.

В том числе за счет изменения:

- количества реализованной продукции: -154-5002= -5176 тыс. руб;

- цены реализации: 3338-(-154)=3542 тыс. руб

- удельных переменных затрат: 2503-3388=-885 тыс. руб.

- суммы постоянных затрат: 3542-2503=1039 тыс. руб.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что за счет уменьшения объема выпуска данного изделия и, как следствие этого, уменьшения объема продаж и роста его себестоимости предприятие получило меньше прибыли на 5176 тыс. р.

2. Проведем маржинальный анализ рентабельности по продукции Б.

3. Рассчитаем влияние факторов на изменение прибыли в целом по предприятию с помощью метода цепной подстановки, в тыс. руб.

Общее изменение прибыли составляет:

тыс.р.

В том числе за счет изменения:

- количества реализованной продукции: 11921-15477=-3556 тыс. руб;

- удельного веса: 14901-11921=2980 тыс. руб.;

- цены реализации: 30989-14901=16088 тыс. руб

- удельных переменных затрат: 25085-30989= -5904 тыс. руб.

- суммы постоянных затрат: 18517-25085= -6568 тыс. руб.

4. Определим плановый и фактический уровень рентабельности деятельности предприятия:

Факторный анализ рентабельности по прежприятия в целом выполняет аналогично факторному анализу рентабельности по одному виду продукции.

6.3. Задание

1.Используя данные приложения 5 таблицы 5.1., рассчитайте влияние факторов на изменение прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки.

2. По тем же исходным данным проведите факторный анализ рентабельности продукции в целом по предприятию.

Тема 7. Обо с нование управленческих решений с помощью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: