Задания:
· Выписать понятие «финансы», уровни финансов, характеристику бюджетной системы, налоги, доходная и расходная часть бюджета.
· Выписать понятие «государственный долг» и его виды.
Финансы – это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. Финансы являются неминуемым атрибутом, как организации предпринимательской деятельности, так и государства. Необходимость финансов обусловлена объективностью товарного производства, действием законов производства и законов обмена, национальными интересами государства и общества. В пределах общества и государства финансы, как и экономическая система в целом, приобретают национальные признаки.
По формам организации финансы имеют три уровня:
• финансы общегосударственные;
• финансы предприятий и их отраслей;
• финансы населения.
Финансы государства и предприятий обеспечивают выполнение функций государством и предприятием или руководством отрасли.
|
|
Общегосударственные финансы:
· государственный бюджет;
· бюджет государственного социального страхования;
· фонд средств государственного имущественного, частного имущественного и личного страхования;
· фонд средств государственного кредита.
Финансы предприятий и отраслей национальной экономики:
· финансы государственных предприятий и отраслей национальной экономики;
· финансы кооперативных предприятий;
· финансы частных предприятий;
· финансы общественных организаций.
Каждое звено национальной финансовой системы имеет свои специфические задания и свою сферу функционирования. Материальной основой финансов является национальное производство.
Основой общегосударственных финансов есть бюджет, т.е. выраженный в денежных суммах расклад будущих доходов и расходов государства, который составляют ежегодно. Социально-экономическую природу бюджета государства, его роль в экономической и политической жизни страны структуру доходов и расходов определяет характер общественного государственного строя.
Бюджетная система состоит из двух частей:
• доходной;
• расходной
Первая часть обеспечивает аккумуляцию средств через систему налогов, другая - распределение аккумулированных средств на производственные, социальные и государственные потребности.
Инструментом формирования доходной части бюджета является система налогов. Налоги – это обязательные нормируемые платежи в государственный или местный бюджет, которые вносят отдельные лица, предприятия, организации и учреждения. Налоги разделяют на прямые и косвенные. К прямым налогам принадлежат налоги с прибыли (подоходный налог), наследства, земли, зданий и тому подобное. К косвенным - пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.
|
|
Налоговая система является основой формирования государственного бюджета и налоговой политики. Именно ради формирования государственного бюджета государство осуществляет политику налогообложения и использования накопленных средств на разнообразные общественные потребности.
Налоговая политика имеет большое значение для финансовой системы в целом, поскольку от её гибкости зависит влияние финансовой системы на производство, в частности на стимулирование производства. Для сбалансирования экономической системы наилучшей является такая система налогообложения, в которой относительно возрастает доля прямых налогов и уменьшается доля косвенных.
В доходная часть бюджета Украины сформирована такой системой налогов (прямые налоги):
• платежи предприятий и организаций с прибыли (дохода),
• доходы от внешней торговли, налоги с населения, подоходный налог, на доходы
от предпринимательской деятельности и другие виды прибыльного налога;
Косвенные налоги:
• налог на добавленную стоимость (НДС);
• акцизный сбор;
• государственная пошлина, местные налоги и доходы;
• отчисление на геологоразведочные работы;
• поступление в Фонд ликвидации последствий чернобыльской катастрофы,
• поступление от реализации государственных ссуд;
Основные поступления в бюджет Украины обеспечили косвенные налоги - 61,3 %, а прямые составляли 38,7 %. Самая большая масса налоговых поступлений приходится на НДС - 43,8 % всей суммы прямых и косвенных налогов, меньшая – на платежи предприятий 25,1 % и на налоги с населения 12,8 %. Поскольку плательщиками НДС и акцизов через цены на потребительском рынке является население, то по сумме прямых и косвенных налогов население оплачивает почти 60 % дохода в бюджет государства.
Это налоговое бремя на население вызвано хроническим спадом производства и малоэффективной налоговой политикой государства относительно остановки спада и наращивания темпов производства.
Расходную частьбюджета определяют, как уже было отмечено, общественные и государственные потребности могут формировать в различных соотношениях такую структуру расходов:
• на народное хозяйство;
• на социально-культурные мероприятия и науку,
на управление;
• на оборону,
• другие.
Государственный долг — совокупные долговые обязательства государства перед всеми кредиторами (юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и пр.) Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в их капитале.
Государственный и гарантированный государством долг Украины в 2014 году (в млн. грн.) | ||||||||||||||
общий долг | внешний долг | внутренний долг | ||||||||||||
на01.01.2014 | 584114,1 | 300025,4 | 284088,7 | |||||||||||
на01.02.2014 | 585298,5 | +1184.4 | +0.2% | 298581,3 | -0.5% | 286717,2 | +0.9% | |||||||
на01.03.2014 | 683093,2 | +97794.7 | +16.7% | 371009,7 | +24.3% | 312083,5 | +8.8% | |||||||
на01.04.2014 | 721837,2 | +38744.0 | +5.7% | 404882,2 | +9.1% | 316954,9 | +1.6% | |||||||
на01.05.2014 | 743577,2 | +21740.0 | +3.0% | 420230,2 | +3.8% | 323347,1 | +2.0% | |||||||
на01.06.2014 | 825412,5 | +81835.3 | +11.0% | 487820,2 | +16.1% | 337592,3 | +4.4% | |||||||
на01.07.2014 | 821837,1 | -3575.4 | -0.4% | 486448,7 | -0.3% | 335388,4 | -0.7% | |||||||
на01.08.2014 | 837445,6 | +15608.4 | +1.9% | 492883,9 | +1.3% | 344561,7 | +2.7% | |||||||
на01.09.2014 | 945766,0 | +108320.4 | +12.9% | 544265,5 | +10.4% | 401500,5 | +16.5% | |||||||
на01.10.2014 | 962064,6 | +16298.6 | +1.7% | 540496,7 | -0.7% | 421567,9 | +5.0% | |||||||
на01.11.2014 | 945330,6 | -16734.0 | -1.7% | 515948,7 | -4.5% | 429381,9 | +1.9% | |||||||
на01.12.2014 | 1037898,5 | +92567.9 | +9.8% | 595117,7 | +15.3% | 442780,8 | +3.1% | |||||||
на01.01.2015 | 1100564,0 | +62665.5 | +6.0% | 611697,1 | +2.8% | 488866,9 | +10.4% | |||||||
Государственный и гарантированный государством долг Украины с 2010 по 2015 годы (в млн. грн.) | ||||||||||||||
общий долг | внешний долг | внутренний долг | ||||||||||||
на01.01.2010 | 316884,6 | 211751,7 | 105132,9 | |||||||||||
на01.01.2011 | 432235,4 | +115350.8 | +36.4% | 276745,6 | +30.7% | 155489,8 | +47.9% | |||||||
на01.01.2012 | 473121,6 | +40886.2 | +9.5% | 299413,9 | +8.2% | 173707,7 | +11.7% | |||||||
на01.01.2013 | 515510,6 | +42388.9 | +9.0% | 308999,8 | +3.2% | 206510,7 | +18.9% | |||||||
на01.01.2014 | 584114,1 | +68603.5 | +13.3% | 300025,4 | -2.9% | 284088,7 | +37.6% | |||||||
на01.01.2015 | 1100564,0 | +516449.9 | +88.4% | 611697,1 | +103.9% | 488866,9 | +72.1% | |||||||
* по данным Министерства финансов Украины
|
|
Государственный долг традиционно разделяют на внешний и внутренний.
· Внешний государственный долг — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам. Государственный внешний долг является частью валового внешнего долга страны.
· Внутренний государственный долг — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам.