Финансовая система

Задания:

· Выписать понятие «финансы», уровни финансов, характеристику бюджетной системы, налоги, доходная и расходная часть бюджета.

· Выписать понятие «государственный долг» и его виды.

Финансы – это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. Финансы являются неминуемым атрибутом, как организации предпринимательской деятельности, так и государства. Необходимость финансов обусловлена объективностью товарного производства, действием законов производства и законов обмена, национальными интересами государства и общества. В пределах общества и государства финансы, как и экономическая система в целом, приобретают национальные признаки.

По формам организации финансы имеют три уровня:

• финансы общегосударственные;

• финансы предприятий и их отраслей;

• финансы населения.

Финансы государства и предприятий обеспечивают выполнение функций государством и предприятием или руководством отрасли.

Общегосударственные финансы:

· государственный бюджет;

· бюджет государственного социального страхования;

· фонд средств государственного имущественного, частного имущественного и личного страхования;

· фонд средств государственного кредита.

Финансы предприятий и отраслей национальной экономики:

· финансы государственных предприятий и отраслей национальной экономики;

· финансы кооперативных предприятий;

· финансы частных предприятий;

· финансы общественных организаций.

Каждое звено национальной финансовой системы имеет свои специфические задания и свою сферу функционирования. Материальной основой финансов является национальное производство.

Основой общегосударственных финансов есть бюджет, т.е. выраженный в денежных суммах расклад будущих доходов и расходов государства, который составляют ежегодно. Социально-экономическую природу бюджета государства, его роль в экономической и политической жизни страны структуру доходов и расходов определяет характер общественного государственного строя.

Бюджетная система состоит из двух частей:

• доходной;

• расходной

Первая часть обеспечивает аккумуляцию средств через систему налогов, другая - распределение аккумулированных средств на производственные, социальные и государственные потребности.

Инструментом формирования доходной части бюджета является система налогов. Налоги – это обязательные нормируемые платежи в государственный или местный бюджет, которые вносят отдельные лица, предприятия, организации и учреждения. Налоги разделяют на прямые и косвенные. К прямым налогам принадлежат налоги с прибыли (подоходный налог), наследства, земли, зданий и тому подобное. К косвенным - пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.

Налоговая система является основой формирования государственного бюджета и налоговой политики. Именно ради формирования государственного бюджета государство осуществляет политику налогообложения и использования накопленных средств на разнообразные общественные потребности.

Налоговая политика имеет большое значение для финансовой системы в целом, поскольку от её гибкости зависит влияние финансовой системы на производство, в частности на стимулирование производства. Для сбалансирования экономической системы наилучшей является такая система налогообложения, в которой относительно возрастает доля прямых налогов и уменьшается доля косвенных.

В доходная часть бюджета Украины сформирована такой системой налогов (прямые налоги):

• платежи предприятий и организаций с прибыли (дохода),

• доходы от внешней торговли, налоги с населения, подоходный налог, на доходы

от предпринимательской деятельности и другие виды прибыльного налога;

Косвенные налоги:

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизный сбор;

• государственная пошлина, местные налоги и доходы;

• отчисление на геологоразведочные работы;

• поступление в Фонд ликвидации последствий чернобыльской катастрофы,

• поступление от реализации государственных ссуд;

Основные поступления в бюджет Украины обеспечили косвенные налоги - 61,3 %, а прямые составляли 38,7 %. Самая большая масса налоговых поступлений приходится на НДС - 43,8 % всей суммы прямых и косвенных налогов, меньшая – на платежи предприятий 25,1 % и на налоги с населения 12,8 %. Поскольку плательщиками НДС и акцизов через цены на потребительском рынке является население, то по сумме прямых и косвенных налогов население оплачивает почти 60 % дохода в бюджет государства.

Это налоговое бремя на население вызвано хроническим спадом производства и малоэффективной налоговой политикой государства относительно остановки спада и наращивания темпов производства.

Расходную частьбюджета определяют, как уже было отмечено, общественные и государственные потребности могут формировать в различных соотношениях такую структуру расходов:

• на народное хозяйство;

• на социально-культурные мероприятия и науку,

на управление;

• на оборону,

• другие.

Государственный долг — совокупные долговые обязательства государства перед всеми кредиторами (юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и пр.) Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в их капитале.

Государственный и гарантированный государством долг Украины в 2014 году (в млн. грн.)
  общий долг внешний долг внутренний долг
на01.01.2014 584114,1     300025,4   284088,7  
на01.02.2014 585298,5 +1184.4 +0.2% 298581,3 -0.5% 286717,2 +0.9%
на01.03.2014 683093,2 +97794.7 +16.7% 371009,7 +24.3% 312083,5 +8.8%
на01.04.2014 721837,2 +38744.0 +5.7% 404882,2 +9.1% 316954,9 +1.6%
на01.05.2014 743577,2 +21740.0 +3.0% 420230,2 +3.8% 323347,1 +2.0%
на01.06.2014 825412,5 +81835.3 +11.0% 487820,2 +16.1% 337592,3 +4.4%
на01.07.2014 821837,1 -3575.4 -0.4% 486448,7 -0.3% 335388,4 -0.7%
на01.08.2014 837445,6 +15608.4 +1.9% 492883,9 +1.3% 344561,7 +2.7%
на01.09.2014 945766,0 +108320.4 +12.9% 544265,5 +10.4% 401500,5 +16.5%
на01.10.2014 962064,6 +16298.6 +1.7% 540496,7 -0.7% 421567,9 +5.0%
на01.11.2014 945330,6 -16734.0 -1.7% 515948,7 -4.5% 429381,9 +1.9%
на01.12.2014 1037898,5 +92567.9 +9.8% 595117,7 +15.3% 442780,8 +3.1%
на01.01.2015 1100564,0 +62665.5 +6.0% 611697,1 +2.8% 488866,9 +10.4%
Государственный и гарантированный государством долг Украины с 2010 по 2015 годы (в млн. грн.)
  общий долг внешний долг внутренний долг
на01.01.2010 316884,6     211751,7   105132,9  
на01.01.2011 432235,4 +115350.8 +36.4% 276745,6 +30.7% 155489,8 +47.9%
на01.01.2012 473121,6 +40886.2 +9.5% 299413,9 +8.2% 173707,7 +11.7%
на01.01.2013 515510,6 +42388.9 +9.0% 308999,8 +3.2% 206510,7 +18.9%
на01.01.2014 584114,1 +68603.5 +13.3% 300025,4 -2.9% 284088,7 +37.6%
на01.01.2015 1100564,0 +516449.9 +88.4% 611697,1 +103.9% 488866,9 +72.1%
                             

* по данным Министерства финансов Украины


Государственный долг традиционно разделяют на внешний и внутренний.

· Внешний государственный долг — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам. Государственный внешний долг является частью валового внешнего долга страны.

· Внутренний государственный долг — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: