Моделирование поступлений налога на прибыль организаций и оценка налогового потенциала

Налоговый потенциал представляет собой оценку налогов, которые могут быть собраны на определенной территории (в регионе, стране). Величина налогового потенциала страны (региона) зависит от множества различных факторов – от величины совокупного дохода, структуры экономики, особенностей налоговой системы и многих других. В связи с этим точная оценка налогового потенциала является достаточно сложной задачей, решение которой, однако, крайне важно при планировании доходов бюджета.

Может быть выделено два основных подхода к определению величины налогового потенциала страны или региона: метод прямого счета, при котором оценивается налоговая база на некоторой территории, на основе чего прогнозируются налоговые поступления, и эконометрические методы, позволяющие построить модель налоговых поступлений, зависящих от набора независимых переменных, характеризующих налоговые базы, ставки и др.

В некоторых странах (США, Япония) относительно низкий уровень налоговых поступлений обусловлен низким уровнем государственных расходов (выбором низкого уровня обеспечения общественными товарами и услугами), напротив, в таких странах, как Швеция, Норвегия, собираются высокие налоги, и при этом обеспечивается высокий уровень социального обеспечения населения и других государственных расходов.

В качестве зависимой переменной могут быть выбраны следующие показатели:

– отношение налоговых поступлений (налоговых обязательств) к ВВП (ВРП);

– налоговые поступления (налоговые обязательства) на душу населения.

Показатели, которые выбираются в качестве объясняемых переменных:

1) показатели, характеризующие уровень развития экономики:

– ВВП (ВРП) на душу населения. Предполагается, что чем выше уровень развития экономики, тем выше возможность платить и собирать налоги, кроме того, ВВП характеризует налоговую базу (положительное влияние);

– уровень образования. Более образованные люди предполагаются более законопослушными (положительное влияние);

2) показатели, характеризующие структуру экономики:

– доля сельскохозяйственного сектора в ВВП (ВРП) (отрицательное влияние);

– доля добывающей отрасли в ВВП (ВРП) (неоднозначное влияние);

– доля сектора услуг в ВВП (ВРП) (неоднозначное влияние);

3) показатели, характеризующие открытость экономики:

– отношение экспорта/импорта/внешнеторгового оборота к ВВП (положительное влияние);

4) показатели, характеризующие уровень развития институтов в стране:

– используются различные индексы, характеризующие размеры теневого сектора, неравенство в обществе, уровень коррупции, степень честности налогоплательщиков (положительное влияние).

Таким образом, наиболее часто используемыми переменными для объяснения величины налогового потенциала являются уровень развития экономики, доля внешнеторгового оборота в ВВП, доля экспорта (импорта) в ВВП, структура экономики и уровень развития институтов.

Несмотря на обилие эмпирических работ в определении детерминантов налоговой нагрузки на экономику и налогового потенциала, в настоящее время не существует теоретического подхода, который бы мог обобщить все или хотя бы наиболее существенные гипотезы в одну теорию. Эконометрические способы выявления детерминантов налоговой нагрузки в настоящее время занимают доминирующие позиции в такого рода исследованиях.

Реформы налога на прибыль организаций: международный опыт

В течение последних 20 лет во многих странах мира проводились реформы систем налогообложения: существенные изменения затронули и налог на прибыль корпораций. Многочисленные исследования, в том числе работы ОЭСР, Всемирного банка и Международного валютного фонда, указывают на следующие глобальные тенденции последних десятилетий:

– во-первых, большинство стран снижают ставки налога на прибыль;

– во-вторых, эффективные ставки налога на прибыль также падают;

– в-третьих, налогооблагаемая база налога на прибыль в среднем расширяется;

– в-четвертых, снижаются затраты, связанные с соблюдением законодательства о налоге на прибыль.

Наиболее важной тенденцией последних лет при проведении реформ является снижение ставки налога на прибыль: из 36 стран, реформировавших свои системы налогообложения в 2007–2008 гг., 21 страна снизила именно ставку налога на прибыль.

Интересно отметить, что наибольшее снижение ставок происходит в развивающихся странах. Так, за последние два года ставка налога на прибыль корпораций в Турции, Киргизии, Лесото и Албании снижена на 10 п.п., а в Боснии и Герцеговине – на 20 п.п. (табл. 1). Большинство развитых стран за 2007–2008 гг. снизили ставки налога на прибыль на несколько процентных пунктов, хотя есть и исключения (например, Германия снизила ставку налога на прибыль на 10 п.п.).

Снижение ставки налога на прибыль корпораций является не только тенденцией последних лет, но и глобальным мировым трендом, который отчетливо проявляется на протяжении нескольких последних десятилетий. Так, средняя ставка налога на прибыль 17 стран ОЭСР (Япония, США, Германия, Италия, Испания, Франция, Бельгия, Австралия, Великобритания, Нидерланды, Греция, Норвегия, Швеция, Португалия, Финляндия, Австрия и Ирландия) в 1982 г. составляла 50.9%, в 1990 г. – 41.8%, в 1997 г. – 38.3%, а в 2006 г. – уже 30.8%1.

Существенное долгосрочное снижение ставки налога на прибыль отмечено и в развитых, и в развивающихся странах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: