Налоговый контроль и формы его осуществления

Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством (п.1 ст. 64 НК).

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Ст. 64 определяет следующие формы налогового контроля:

- учет плательщиков (иных обязанных лиц);

- проверки;

- опрос плательщиков и других лиц;

- проверки данных учета и отчетности;

- анализ информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права;

- осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли);

- другие формы, предусмотренные налоговым и иным законодательством.

Важнейшим условием эффективности налогового контроля является учет плательщиков, который регламентируется ст. 65-68 НК, Инструкцией о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г., № 96.

Плательщики (в установленных случаях – иные обязанные лица), за исключением иностранных организаций, подлежат постановке на учет в налоговом органе соответственно:

- по месту нахождения организации;

- по месту жительства физического лица;

- по месту нахождения недвижимого имущества – при приобретении физическими лицами, не имеющими места жительства в Республике Беларусь, права собственности, иных прав, при установлении ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь;

- по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, части белорусского предприятия как имущественного комплекса – при выплате физическим лицом, не имеющим места жительства в Республике Беларусь, иностранной организации дохода в денежной или неденежной форме от отчуждения такого имущества;

- по месту нахождения белорусской организации – при выплате физическим лицом, не имеющим места жительства в Республике Беларусь, иностранной организации дохода в денежной или неденежной форме от отчуждения долей, паев (их части) в уставном фонде такой белорусской организации;

- по месту нахождения организации (месту жительства физического лица) – доверительного управляющего. При этом доверительный управляющий, заключивший договор доверительного управления находящимися в собственности отдельных государственных должностных лиц долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций, не подлежит постановке на учет.

Постановка на учет в налоговом органе организации и индивидуального предпринимателя осуществляется независимо от установленных налоговым законодательством обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по тому или иному налогу, сбору (пошлине).

Постановка на учет юридических лиц Республики Беларусь и индивидуальных предпринимателей осуществляется при их государственной регистрации.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика (иного обязанного лица) в течение двух рабочих дней со дня получения информационной карты от регистрирующего органа или заявления плательщика (иного обязанного лица) с приложением необходимых документов (сведений) либо документов (сведений) о плательщике (ином обязанном лице) и объектах налогообложения, полученных налоговым органом.

При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика.

Плата за присвоение (изменение) учетного номера плательщика, снятие с учета и выдачу плательщику соответствующих документов не взимается.

На основе данных учета плательщиков (иных обязанных лиц) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ведет Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц).

Виды налогового контроля:

1) в зависимости от времени осуществления:

- предварительный – осуществляется до совершения определенных хозяйственных операций и преследует цель предупреждения нарушений налогового законодательства;

- текущий – проводится налоговыми органами в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиками;

- последующий – осуществляется после завершения плательщиками финансово-хозяйственных операций за определенный отчетный период.

2) по источникам получения информации:

- документальный – основан на изучении данных, содержащихся в финансовых документах;

- фактический – учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, заключения экспертов и др.

Основной формой налогового контроля является проверка.

В соответствии со ст. 69 НК налоговые органы проводят следующие проверки:

1. камеральные проверки;

2. выездные проверки, в том числе дополнительные:

- проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;

- проверки государственных органов, нотариальных контор;

- тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма);

- в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

3. выездные встречные проверки плательщиков (иных обязанных лиц).

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и иных документов и информации, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение (ст. 70 НК).

При проведении камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица), за исключением случаев, указанных ниже, налоговый орган вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы и дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).

При проведении камеральной проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, налоговый орган:

не вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы;

вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).

Выездные проверки, в том числе дополнительные и встречные, назначаются руководителем (его заместителем) налогового органа, проводящего проверку (ст. 71 НК). Выездная проверка проводится налоговыми органами на основании предписания руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку, заверенного печатью налогового органа или оформленного на фирменном бланке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: