Коган. «Работа пианиста»

Григорий Коган — советский пианист, музыковед и музыкальный педагог, доктор искусствоведения.

В 1914 Коган поступил в киевскую консерваторию. Обучался по классу фортепиано у А. Н. Штосс-Петровой и В. В. Пухальского, также брал уроки композиции у Р. М. Глиэра. Окончив консерваторию в 1920, начал преподавать в ней же и выступать с концертами. С 1926 по 1943 работал в Московской консерватории, где читал разработанный им курс истории и теории пианизма (с 1936 заведовал кафедрой этой дисциплины). В 1943 уволился из Московской консерватории в знак протеста против того, что в Москве начали набирать новый штат Московской консерватории, тогда как значительную часть прежнего профессорско-преподавательского состава предполагалось оставить в Саратове. Его место занял его бывший ученик А. А. Николаев. Среди учеников Когана периода его штатной работы в Московской консерватории ― также А. Д. Алексеев, С. Т. Рихтер и другие известные музыканты. Основные труды: «Школа фортепианной транскрипции», «Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции», «У врат мастерства», «О фортепианной фактуре», «Работа пианиста», «Ферруччо Бузони», «Вопросы пианизма».

Книгу «Работа пианиста» Коган начинает с того, что прежде чем браться выучивать произведение, следует охватить его в целом, ознакомиться и попытаться понять, прочитать с листа. Но этот метод пригоден только для ознакомления, но ни в коем случаем для дальнейшей работы. После ознакомления идёт стадия разучивания по кускам. Как членить произведение на куски? – следуя музыкальной логике, делению на части, разделы, периоды и т.д. Не следует делить по тактам, обрывая музыкальную мысль. В каком порядке разучивать куски? – начиная с того, который больше всего «раздражает». Особого внимания требуют начала и концы произведений. Работа над кусками медленного типа сводится к работе над звуком, а точнее его певучестью. Как добиться певучести? – путём близкого нажатия и «вдавливания» всем телом. Коган говорит о фразе, её дыхании и интонации, о выстраивании фразы, её кульминации. Далее – об объединении фраз. Большое значение имеет расчленение и подтекстовка фразы. Закончив говорить о мелодии, Коган переходит к аккомпанементу – басу, гармоническому ядру, соотношению планов фактуры в разных ситуациях. Далее следует глава о ритме – мелодия ведёт музыку вперёд, аккомпанемент тянет её назад… И так далее. Звук, движения и их экономия, аппликатура, различия между беглостью и виртуозностью, работа над техникой (терции, октавы, аккорды, скачки, глиссандо). Коган рассматривает все этапы работы пианиста, проблемы, возникающие в ходе занятий и их решения вплоть до выноса произведения на сцену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: