Ребенок в возрасте 1—3 мес

При оценке двигательной функции, кроме перечисленных ранее, (мышечный тонус, постуральные рефлексы, объем спонтанных движений, сухожильные рефлексы, безусловные рефлексы) начинают учитываться начальные элементы произвольных движений и координации.

Навыки:

1 развитие функций анализаторов: фиксация, слежение (зрительный), локализация звука в пространстве (слуховой);

2 интеграция анализаторов: сосание пальцев (сосательный рефлекс + влияние кинестетического анализатора), рассматривание собственной руки (зрительно-кинестетический анализатор);

3 увеличение периода бодрствования;

4 более выразительная мимика, появление улыбки, комплекса оживления.

Мышечный тонус.

Постепенно уменьшается флексорная гипертония. При этом увеличивается влияние позотонических рефлексов — более выражен АШТР, ЛТР. Значение позотонических рефлексов состоит в создании статической позы, при этом происходит «обучение» мышц удерживать эту позу активно (например, верхний и нижний рефлекс Ландау). По мере тренировки мышц рефлекс постепенно угасает, поскольку включаются процессы центральной (произвольной) регуляции позы. К концу периода становится менее выраженной сгибательная поза. При пробе на тракцию увеличивается угол разгибания. К концу 3-го месяца позотонические рефлексы ослабевают и им на смену приходят выпрямляющие рефлексы туловища:

1 лабиринтный выпрямляющий (установочный) рефлекс на голову — в положении на животе голова ребенка располагается по средней линии, возникает тоническое сокращение мышц шеи, поднимается и удерживается голова. Вначале этот рефлекс заканчивается падением головы и поворотом ее в сторону (влияние защитного рефлекса). Постепенно голова находится в поднятом положении все дольше, при этом ноги сначала напряжены, но постепенно они начинают активно двигаться; руки все больше разгибаются в локтевых суставах.

2 Формируется лабиринтный установочный рефлекс в вертикальном положении (удержание головы вертикально);

3 выпрямляющий рефлекс с туловища на голову — при касании стоп опоры происходят выпрямление туловища и подъем головы;

4 шейная выпрямляющая реакция — при пассивном или активном повороте головы происходит поворот туловища.

Безусловные рефлексы по-прежнему хорошо выражены; исключение составляют рефлексы опоры и автоматической походки, которые постепенно начинают угасать. В 1,5-2 мес. ребенок в вертикальном положении, поставленный на твердую поверхность, опирается на наружные края стоп, при наклоне вперед не делает шаговых движений: хранение этих рефлексов к концу 3-го месяца свидетельствует о повышении мышечного тонуса.

К концу 3-го месяца ослабевают все рефлексы, что выражается в их непостоянстве, удлинении латентного периода, быстрой истощаемости, фрагментарности. Исчезает рефлекс Робинсона. По-прежнему хорошо вызываются рефлексы Моро, сосательный и отдергивания.

Появляются сочетанные рефлекторные реакции — сосательный рефлекс при виде груди (кинестетическая пищевая реакция).

Объем движений увеличивается.

1 Исчезает атетоидный компонент, возрастает количество активных движений.

2 Возникает комплекс оживления.

3 Становятся возможными первые целенаправленные движения: выпрямление рук вверх, поднесение рук к лицу, сосание пальцев, потирание глаз и носа.

4 На 3-м месяце появляются разглядывание своей руки, простирание рук к объекту — зрителъно-мигателъный рефлекс.

5 За счет ослабевания синергии сгибателей возникают сгибание в локтевых суставах без сгибания пальцев, способность удерживать в руке вложенный предмет.

Сухожильные рефлексы: помимо коленных, вызываются ахиллов, биципитальный. Появляются брюшные рефлексы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: