Методика проверки технического состояния пожарного насоса, газоструйного вакуумаппарата и пеносмесителя

Цель проверки: определить техническое состояние пожарного насоса и пеносмесителя по фактическим значениям параметров технических характеристик.

1. Проверка работоспособности газоструйного вакуум-аппарата и герметичности вакуумной системы ПН, емкости для воды и пенообразователя.

Работоспособность вакуумной системы и герметичность насоса и его коммуникаций проверяется в следующей последовательности: закрыть все задвижки, вентили и сливной кран насоса, закрыть заглушкой всасывающий патрубок. При работающем двигателе включить вакуумную систему, не включая насоса, и довести разрежение до 0,073-0,076 МПа (550 - 570 мм. рт. ст.). При нормально работающей вакуумной системе эти показатели должны быть достигнуты за 20 секунд.

Герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разрежения не превышает величины 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин. При снижении этих показателей выяснить причину и устранить неисправность.

Обнаружить места неплотностей можно опрессовкой насоса водой или воздухом. Опресоовка водой производится на работающем насосе созданием в нем давления 1,2-1,3 МПа при закрытых напорных задвижках. Опреосовка воздухом производится от внешнего источника воздуха созданием давления в насосе 0,2... 0,3 МПа. Во время опрессовки воздухом неработающий насос и коммуникации нужно покрыть мыльной пеной.

2. Проверка технического состояния ПН и пеносмесителя забором и подачей воды из водоема.

Схемы установки автомобилей для проверки представлены на Рис.1 (не прилагается).

2.1 Проверки работы пожарного насоса

Методика проверки Технические условия
Установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме (Рис. 1, а, б, в). Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе в соответствии с номинальными значениями частоты вращения вала насоса. Определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в м, вод. ст., при работе от открытого водоисточника складываются. Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативными значениями. Примечание: В том случае, если двигатель не обеспечивает номинальную частоту вращения вала насоса, проверку производить при максимально возможной частоте вращения. Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%

Нормативные значения основных параметров пожарных насосов

Тип насоса Подача, м.куб/с (л/с) Напор, м Частота вращения 1/с (об/мин)
ПН-40 0,040 (40) 100 ± 5 45 (2700)
ПН-60 0,060 (60) 100 ± 5 43,3 (2600)
ПН-110 0,110 (110) 100 ± 5 22,5 (1350)

2.2 Возможные неисправности пожарного насоса ПН-40УВ

Основные элементы конструкции пожарного насоса ПН-40УВ приведены на Рис.2

Рис .2 Насос пожарный ПН-40 УВ

1-корпус; 2-крышка; 3-вал; 4-рабочее колесо; 5,6-подшипники; 7-уплотнительный стакан; 8-червяк привода тахометра; 9-шестерня привода тахометра; 10,21-манжеты; 11-щуп; 12-муфта-фланец; 13,20-прокладки; 14-сливной краник; 15,28-шайбы; 16,26 -гайки; 17-шпонка; 18, 22-резиновые кольца; 19-уплотнительное кольцо; 23-болт; 24-проволока; 25-сливная пробка; 27-корпус привода тахометра; 29-кольцо; 30-шплинт; 31-шланг.

Возможные неисправности пожарного насоса и способы их устранения.

Наименование отказа, внешнее его проявление и дополнительные признаки Вероятная причина Метод устранения
     
Насос не подает воду при пуске. Насос полностью или частично заполнен воздухом Повторно произвести забор воды с помощью вакуумной системы.
Насос сначала подает воду, затем подача ее уменьшается и падает до нуля. Во всасывающейся линии имеются неплотности. Всасывающая сетка засорена Недостаточно заглублена всасывающая сетка. Проверить всасывающую линию, устранить неплотности. Очистить всасывающую сетку. Опустить всасывающую сетку в воду не менее чем на 600 мм
При исправном насосе мановакуумметр не показывает давление. Мановакуумметр неисправен. Заменить (разбирать и ремонтировать запрещается).
При работе насоса наблюдаются стуки и вибрация. Ослаблено крепление насоса. Изношены шарикоподшипники насоса. Износ шеек вала рабочего колеса, на которые посажены (шарикоподшипники. Разрушено рабочееколесо Подтянуть болты крепления. Снять насос с автомобиля. Разобрать насос, проверить шарикоподшипники. Изношенные подшипники заменить новыми. Заменить вал новым или отремонтированным При обнаружении выкрашивания материала колеса, трещин, сильной коррозии и т.д., заменить колесо новым.
При исправной коробке отбора мощности и трансмиссии насос не работает. Засорены каналы рабочего колеса. Очистить каналы колеса.
Вал насоса не прокручивается. В летний период засорение песком, илом или грязью. В зимний период возможно примерзание рабочего колеса. Разобрать насос, тщательно очистить от грязи каналы рабочего колеса и внутреннюю полость. Прогреть насос теплым воздухом или горячей водой.
Из дренажного отверстия течет струйкой вода Износ манжет. Заменить манжеты новыми.
В масляную ванну насоса попадает вода. Засорено дренажное отверстие. Износ манжет Прочистить дренажное отверстие. Заменить манжеты новыми.
Из дренажного отверстия течет масло Износ манжеты. Заменить манжету в уплотнитель ном старине из комплекта ЗИП.

2.3. Проверка, работы пеносмесителя.

По методике, описанной в Наставлении по технической службе (приказ МВД от16.02.90 №70) необходимо выполнить следующее (рис. 1): установить ПА на водоисточник, мерную емкость наполнить водой, включить насос, установить перепад напора в напорной и всасывающей полости насоса по манометру и мановакуумметру 50 м. вод. ст., включить пеносмеситель, с помощью секундомера и мерной емкости определить расход подсасываемой воды, сравнить это значение с нормативным.

Нормативные значения параметров пеносмесителя

Положение дозатора Расход воды, эжектируемый пеносмесителем. л/с.
  0,28-0,41
  0,56-0,82
  0,84-1,23
  1,12-1,64
  1,40-2,05

2.3.1 Проверка обратного клапана пеносмесителя.

Для проверки обратного клапана необходимо:

- выключить (сцепление;

- открыть задвижку "из цистерны" и заполнить насос водой;

- закрыть задвижку "из цистерны";

- открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней емкости;

- открыть пробковый кран пеноомесителя;

- установить дозатор в положение "5";

- включить сцепление;

- увеличить обороты насоса и довести давление в насосе до 0,6 МПа (6 кто/см, кв.)

- проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней емкости (лист бумаги должен притягиваться к отверстию);

- резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить оцепление;

- проверить работу обратного клапана - обратный клапан должен закрыться. Если из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней емкости будет вытекать вода - обратный клапан неисправен.

2.3.2 Снятие (демонтаж) пеносмесителя без разборки насоса

Отвернуть гайки, крепящие фланец 5 (Рис. 3), и отвернуть гайки болтов) соединяющих корпус крана 4 и корпус пеносмесителя 13 (Рис. 5); опустить корпус пеносмесителя в отверстие крышки насоса; снять прокладку между корпусами крана и пеноомесителя; отвернуть гайки) крепящие корпус крана; снять корпус пеносмесителя.

2.3.3 Разборка и оборка пеносмесителя

Отвернуть гайку, снять маховичок 11 (Рис. 4) и стрелку 5, отвернуть винты, крепящие шкалу 12, снять шкалу; вытянуть дозатор 9, отвернуть гайки болтов, крепящие пробку крана 4; снять корпус; вытянуть сопло 8; отвернуть гайки, крепящие крышку клапана 10; снять крышку и клапан.

Сборка пеносмесителя и его присоединение к насосу производится в обратном порядке.

Рис. 3. Насос ПН-40УВ с коллектором и пеносмесителем

1- насос; 2- коллектор; 3- пеносмеситель; 4- кольцо.

Рис. 4. Пеносмеситель

1,2- кольца; 3- ручка; 4- корпус крана; 5- стрелка; 6- обратный клапан; 7- пробка крана; 8- сопло.

2.4 Демонтаж газоструйного вакуумаппарата, его разборка,

очистка, сборка и установка на автомобиль.

Для снятия газоструйного вакуумаппарата с автомобиля необходимо выполнить следующие операции:

  • отсоединить от рычага 14 (Рис 5) тягу привода заслонок;
  • отсоединить фланец 7 вакуумного трубопровода от диффузора вакуумаппарата;
  • подставить под корпус вакуумаппарата упорное приспособление;
  • отсоединить подводящие и отводящую трубы выпускной системы двигателя, предварительно отсоединив стремянки и ослабив хомуты их соединений;
  • снять вакуумаппарат в сборе.

Рис.5. Детали газоструйного вакуумаппарата

Для разборки газоструйного вакуумаппарата необходимо выполнить следующие операции:

Содержание операции Инструмент
  Снять пружину 12 (Рис.5) Отвертка, плоскогубцы
  Отвернуть гайки М10 крепления 5. Снять шайбы 6, шайбу 13, рычаг оси заслонок 14 Снять крышку 10, кронштейн II, прокладку 18, диффузор 21, фланец 7, прокладки 8 Ключ S=17мм, молоток, отвертка
  Вывернуть шпильки 4,9,20 из корпуса вакуумаппарата (только в случае их ремонта или замены) Ручной шпильковерт
  Выпрессовать оси заслонок 16 в сборе Молоток, оправка
  Отвернуть винт 3 и выпрессовать втулку 2 из корпуса (при необходимости) Отвертка, молоток, оправка
  Выпрессовать втулку 15 из крышки 10 вакуумаппарата (при необходимости) Молоток, оправка
  Выпрессовать сопло 19 из корпуса диффузора 21 Молоток, оправка
  Вывернуть стержень заслонит из оси заслонки Отвертка, тиски
  Срезать заклепку, снять заслонки с рычага (в случае необходимости) Тиски, зубило, молоток
  Снятые детали промыть в очистительном растворе, детали покрытые нагаром очистить с помощью металлической щетки и скребка  

Сборку газоструйного вакуумаппарата и его установку на автомобиль производить в обратной последовательности. Новые асбометаллические прокладки перед оборкой (монтажом) следует смазать графитной смазкой.

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: