Структура общения представлена на рис. 8.
Рис. 8. Структура общения
По концепции Г.М. Андреевой, автора учебника «Социальная психология», общение включает в себя 3 компонента [2].
1) коммуникативный компонент (само общение);
2) интерактивный компонент (взаимодействие между общающимися);
3) перцептивный компонент (восприятие собеседниками друг друга).
Общение органически включается во все другие виды деятельности человека (общественную, познавательную, учебную и тому подобное).
Речевое общение осуществляется между многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает её в своих собеседниках. Речевое общение обоюдно. Как всякая социальная активность человека, общение социально и целенаправленно.
Основными функциями общения являются:
1) информационно-коммуникативная функция (она связана с приёмом и передачей информации, познанием людьми друг друга);
2) регуляционно-коммуникативная функция (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);
|
|
3) аффективно-коммуникативная функция (она связана с эмоциональными сферами человека).
В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимодействия и взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным.
Основная цель общения – обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:
1. Эффективное получение информации (в письменной и устной форме), зависит от уровня владения навыками слушания и чтения.
2. Эффективная передача информации (в письменной и устной форме) предполагает владение навыками письма и говорения.
3. Достижение поставленной цели путём убеждения собеседника и побуждения его к речи; требует знания основных риторических приёмов (как в устной, так и в письменной речи), а также владения речевыми тактиками убеждения и побуждения.
4. Получение дополнительной информации о собеседнике. Получение данной информации возможно на основе знания объективных закономерностей функционирования языка в обществе (для определения уровня социально-культурного развития человека), умения различать оттенки интонации в голосе собеседника (для оценки его эмоционального состояния), умения интерпретировать содержание его высказывания и понять возможный подтекст.
5. Позитивная самопрезентация. Позитивная самопрезентация обозначает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи и психологии, что включает в себя и знание норм языка, и умение преподнести свою речь собеседнику, продемонстрировав свои положительные качества.
|
|
Различают следующие виды общения:
1) контактное – дистантное – по положению коммуникантов (общающихся) в пространстве и времени; психологами установлено: чем больше доверия и симпатии испытывает собеседник по отношению к партнеру по общению, тем больше он стремится сократить расстояние (дистанцию) между собой и общающимся.
2) непосредственное – опосредованное – по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»;
3) устное – письменное – с точки зрения формы существования языка;
4) диалогическое – монологическое – с точки зрения письменной и постоянной позиции я-говорящего и ты-слушающего;
5) межличностное – групповое – массовое – с точки зрения количества участников коммуникации [3, с. 6-7].
К этому списку следует добавить еще 2 вида общения:
- вербальное общение (речевое общение);
- невербальное общение (неречевое общение, «язык тела»: мимика, жесты, позы, которые говорят об эмоциональном состоянии и настрое собеседника).
Вербальное и невербальное общение тесно связаны друг с другом, так как в большинстве случаев произнесенные слова сопровождают те или иные жесты.