double arrow

Визначення поняття “культура”.


Культу́ра (лат. Culture — «обробіток», «обробляти») — сукупність матеріальних та духовних цінностей, створених людством протягом його історії; історично набутий набір правил всередині соціуму для його збереження та гармонізації.

Поняття культура об'єднує в собі науку (включно з технологією) і освіту, мистецтво (літературу та інші галузі), мораль, уклад життя та світогляд. Культура вивчається комплексом гуманітарних наук, насамперед культурологією, етнографією, культурною антропологією, соціологією, психологією, історією.

5.Роль художественной культуры в духовном развитии человека.

Культура — область духовной деятельности человека.

Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир. Материальная культура создается в процессе материального производства. Ее продуктами являются станки, оборудование, здания и т.д. Духовная культура возникает в процессе духовного творчества и являет себя в духовных ценностях: музыке, изобразительном искусстве, научных открытиях, религиозных учениях и т.д.

Первое направление наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Художественная культура — это совокупность художественных ценностей.

Вторая линия накопления культурных ценностей выражается в том, что в качестве ценностей наследуются не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. Но понять художественную культуру определенной эпохи невозможно без тех знаний, которых достиг человек в области науки, философии, права, религии, морали.

По своему содержанию духовные ценности делятся на научные, нравственные и художественные.

Роль художественной культуры в духовном развитии человека огромна. Художественная культура (или искусство) воздействует на разум человека, на его внутренний мир.старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества.

Культуры разных народов могут не только взаимодействовать, но и обогащать друг друга.

6.Оновные культурные эпохи.

В истории обычно выделяются четыре основные культурные эпохи.

1. Древний мир - от выделения человека из животного мира около 2 млн лет тому назад до падения Западной Римской империи. Период включает в себя "доисторическое" и "историческое" время.




2. Средние века - от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения.

3. Новое время - от эпохи Возрождения до Первой мировой войны.

4. Новейшее время - от конца Первой мировой войны до наших дней.

Соответственно, в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются:
первобытная культура;
античная культура;
средневековая культура;
культура эпохи Возрождения;
культура Нового времени;
современная культура.

7.Определение понятий «тотемизм», «табу», «магия», «анимизм».

Тотемизм-некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва. В научном смысле под тотемом подразумевается класс объектов или явлений природы, которому та или другая социальная группа, род, фратрия, племя— оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными тотемами были животные.

Табу-это строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания.



Магия-понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи,символическое действие (обряд) или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.

Анимизм-вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

8.Общее в мифологии разных народов.

Есть три способа объяснить сходства между устно бытующими текстами:

Первый — генетический: наличие у сходных явлений общего предка. Обычно его применяют к традициям, родственным в языковом отношении: скажем, когда говорят об индоевропейской мифологии, имеют в виду общие черты, которые находят в мифологиях индийской, иранской, греческой, германской, славянской и так далее.

Второй способ — через заимствования, взаимообмен устными текстами в условиях культурного и лингвистического двуязычия. Когда сказитель одинаково хорошо знает, например, бурятский и русский языки, он спокойно рассказывает бурятские сказки по-русски, а русские —по-бурятски, в результате чего произведения из одной традиции переносятся в другую. Иногда возникают районы с устойчивым дву- или многоязычием, в которых разные традиции сплавляются воедино, как это происходит на Балканах или на Северном Кавказе.

Третий способ — типологический. Говоря о типологии, мы обычно имеем в виду одно из двух: либо близкие, одинаковые сюжеты или мотивы сложились благодаря одинаковым обстоятельствам, либо причин для объяснения сходств столь много, что учесть их в полном объеме практически невозможно и типология просто оказывается такой корзинкой, в которую сметаются все совпадения, необъяснимые через общего предка или заимствования.

9.

Каким образом было создано первое произведение искусства и что предшествовало его появлению? Эти вопросы не могут не волновать истинных ценителей искусства.

Действительно, возникновение искусства - сложная проблема, изучение которой требует учитывать всю ее многогранность. Нужно учитывать, что мышление первобытных людей значительно отличалось от мышления современного человека, у наших далеких предков было совсем другое представление об окружающем их мире, многие явления были им непонятны. Поэтому ни в коем случае нельзя пытаться решить поставленную проблему с помощью « логических рассуждений », не основанных на реальных фактах, с помощью прозрачных догадок.

Формирование искусства связано не только с появлением первых изображений и фигурок. Важен еще и процесс осознания искусства как творчества, как эстетического начала. Существенную роль играет осознание людьми ценности искусства, признание неповторимости его произведений и бережное отношение к ним. Этот процесс затянулся еще на десятки тысячелетий после того, как были созданы первые пещерные росписи и статуэтки .

Главная суть искусства как средства образного воплощения общечеловеческих духовных ценностей не меняется с момента возникновения. Поэтому проблема изучения его происхождения и первоначального облика не теряет своей актуальности.

Дж. Фрезер уверял, что магия предшествовала религии, возникла из-за того, что люди пытались делать умозаключения по схожести предметов: например, верили в то, что бесплодное животное распространяет бесплодие. Предметы, наделенные особыми качествами будто бы могут передавать их тем, кто вступил с ними в контакт. Таким образом, магическое мышление, по Фрезеру основано на двух принципах: закон подобия и закон соприкосновения.

Магии включает в себя неотъемлемый элемент любой религии - Веру в существование волшебства. Однако приписывать первобытным людям особое магическое мышление нельзя, так как мышлению был присущ и рационализм. Если бы первобытные люди обладали исключительно магическим мышлением, они не изобрели бы огонь и не научились строить жилища. Гипотеза о двух формах мышления: логическом и магическом - также неверна, потому что понятия и умозаключения, связанные с магией (законы подобия и соприкосновения) подчиняются логическому мышлению.

Прогресс человечества связан не с магией, а с ее преодолением. Учение Пифагора изначально основывалось на вере магическую силу чисел, он считал число началом и основой всех вещей. Например, числа у него делились на мужские (четные) и женские (нечетные), обозначали части тела человека: 1 – мозг, 2 – сердце, 3 –пупок. Пифагор опирался на магию, но одним из первых открыл количественные закономерности в природе. Декарт считал, что философия появилась тогда, когда у людей возникли сомнения в истинности вымыслов колдунов и жрецов .

10.

На огромном пространстве Древнего Востока жили миллионы людей. Исторические корни современных арабских государств, Израиля, Ирана, Индии, Китая и других уходят в далекое прошлое Древнего Востока.

В Передней Азии поражение Персидской империи в войнах с греками привело к взаимообогащению культур двух регионов и образованию эллинистических государств.

Народы Древнего Востока создали богатейшую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе алфавитная, которая была позаимствована у финикийцев греками, римлянами, а за ними – большинством народов мира.

Именно на Древнем Востоке были созданы первые монотеистические религии – культ Атона в Египте и иудаизм, родилась одна из мировых религий – буддизм. Созданная здесь «Книга Книг» – Библия – во многом определила духовный мир и нормы морали европейских цивилизаций.

Замечательные памятники архитектуры Востока поражали современников, считались «чудесами света».

Шумерские и египетские мифы, индийские эпические поэмы и сочинения Конфуция, достижения древнеегипетских жрецов в медицине, исследования вавилонских астрономов вошли в сокровищницу мировой культуры.

Именно на Древнем Востоке были сделаны великие открытия и изобретения, которые способствовали развитию человеческой цивилизации: обработка железа и получение стекла, приручение лошади, верблюда и многих других домашних животных, изобретение колеса и бумаги, пороха и компаса.

Великое культурное наследие древневосточных цивилизаций долгое время недооценивалось. Еще древнегреческие философы различали мир греков, рожденных для господства, и мир варваров, включая сюда древневосточные народы.

Позднее древнеримские писатели стали противопоставлять «деспотический Восток» «свободному римскому миру».

Еще позже, когда западноевропейские страны начали колониальные захваты на Востоке, они представляли это как «приход цивилизации» к «диким и отсталым» восточным народам.

Исследования историков, археологов, искусствоведов показали огромный вклад культуры Древнего Востока в мировую культуру.

11.

В истории Египта прослеживаются четыре основных периода, от каждого из которых остались замечательные памятники материальной культуры.

Первый из них - фараонический период, продолжавшийся до IV века до н.э. Далее следует греко-римский, до конца IV века н.э. Сравнительно небольшим - всего два с половиной века - был византийский период, называемый еще коптским. И, наконец, с VII века в истории страны начался период исламский, продолжающийся по сей день.

В период Древнего царства (2800-2250 до н.э.) было возведено около сотни пирамид, больших и малых, дошедших до нас либо в виде сохранившихся конструкций, либо в виде каменных нагромождений.Три великие египетские пирамиды, расположенные на плато Гиза в пригородах Каира, - Хеопса, Хефрена и Микерина - единственное из семи чудес света, дошедшее до наших дней. С ними соседствует гигантский сфинкс, самая большая статуя в мире, высеченная из единого монолита. Все плато вокруг великих пирамид - гигантский некрополь, где захоронены близкие родственники фараонов и высокопоставленные представители древнеегипетской знати.

В период Среднего царства (2050-1750 до н. э.) происходит возрождение архитектуры и изобразительного искусства. Повсюду сооружаются дворцы и храмы. К периоду Нового царства (1550-1070 г. до н.э.) относится строительство грандиозных храмов в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле, Абидосе и гробниц в Долине царей в Фивах.

Храмовый комплекс на острове Филе - один из трех вместе с Эдфу и Дендера наиболее сохранившихся архитектурных сооружений времен Птоломеев.

В Александрии, являвшейся в греко-римский период истории Египта центром эллинского мира, также сохранились замечательные образцы древней архитектуры. Там же, как и в христианском Каире, есть прекрасные памятники византийского периода. С мусульманской культурой, воплотившейся прежде всего в строительстве мечетей, лучше всего ознакомиться в исламском Каире.

Подробнее о древних памятниках Египта см. следующие статьи в разделе "Пресса о Египте":

12.

Месопотамией называют область между реками Тигром и Евфратом. Эта территория в настоящий момент преимущественно принадлежит Ираку. Древняя Месопотамия — историческая область, где согласно современным представлениям раньше всех на планете складывается государственность.

Государства Древней Месопотамии

Особенность самой древней политической истории Месопотамии заключается в том, что здесь существовала не одна, а несколько держав, которые поочередно добивались преимущества в регионе. В конце IV — в начале III тысячелетия до н.э. на юге Междуречья возникли города-державы Ур, Урук, Лагаш, объединенные историками сборным названием Шумеры (по имени народа, который жил там).

Строительство и архитектура

В Месопотамии слишком рано (по последним данным, раньше, чем в Египте) начинают строить ирригационные сооружения. Ирригация имела планомерный, крупномасштабный характер. Наводнения Евфрата бывают очень сильными, но нечастыми. Поэтому копались огромные котлованы, которые заполнялись водой во время наводнения, — так создавался запас воды на время засухи. Геродот описал судоходный канал, прорытый между Тигром и Евфратом.

Письменность и литература

Наибольшее достижение культуры Месопотамии — письменность. Раньше всех ее создали шумеры в IV тысячелетии до н.э. Сначала появилось рисуночное письмо — пиктография. Постепенно отдельными знаками начали помечать уже не слово, а составы и звуки, а рисунки изменили свой вид.

Научные знания

Благодаря расшифровыванию «глиняных книг» получены достаточно точные представления об уровне научных знаний в Междуречье. Охранниками высшей мудрости были жрецы. Особенное значение приобрело наблюдение по звездам.

Законы Хаммурапи

Определенным итогом развития политического мнения древних стало оформление письменных законов в Шумере, Аккаде, других государствах Месопотамии. Как царь, творец законов вошел в мировую историю Хаммурапи, который подчинил власти Вавилона все Междуречье (XVIII ст. до н.э.).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой