Культура эпохи Возрождения

Культура эпохи Возрождения или Ренессанса (XIV–XVI вв.) – это переходная эпоха от средневековья к Новому времени, от общества феодальному к буржуазному. В это время наступает период первоначального накопления капитала, возникают зачатки капиталистического производства в форме мануфактуры, развиваются банковское дело и международная торговля. Зарождается экспериментально-математическое естествознание (Н. Коперник, Г. Галилей и др.), происходят великие географические открытия (Х. Колумб, Ф. Магеллан).

Родиной Возрождения принято считать Северную Италию. Главной базой складывания ренессансной культуры стали независимые города-государства (Флоренция, Венеция, Генуя, Милан и др.), которые в условиях политической раздробленности страны обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового предпринимательства, монопольные позиции на внешних рынках. Отсутствие четких границ между сословиями, вовлечение их в бурную общественную жизнь способствовало формированию городской культуры, которую характеризует свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, публичное обсуждение и защита своих взглядов, широкая система образования, высокая оценка доблести и предприимчивости, открывавших путь к экономическому и социальному процветанию.

Специфику культуры Возрождения выражает совокупность взаимосвязанных установок, которые могут быть представлены в следующем виде:

1. Антропоцентризм и гуманизм. Согласно антропоцентризму, человек является центром и высшей целью мироздания. Возрождение не отрицает Бога, а приближает его к миру и человеку, возвышает человека до уровня Бога посредством обоснования его творческой деятельностной сущности. Человек постигал свои собственные силы и представал как значимое и самостоятельное существо само по себе, а не только как творение Бога. Гуманизм утверждал идею качественно новой индивидуальности – свободной и самодостаточной личности, независимой от общества, ее духовную и телесную красоту. Достоинство личности определяется не ее происхождением, богатством или властью, а, прежде всего, гуманистической «ученостью», светской образованностью, овладением культурой.

Возрожденческий гуманизм характеризует вера в безграничные возможности человека в самосовершенствовании, в силу его личного знания и таланта. Вместе с тем установка на индивидуальность, идея бесконечного и ничем не сдерживаемого самовыражения человека оказалась разрушительной для социально-политической жизни общества. Она превращается в явно выраженный индивидуализм, зоологическое утверждение только своих желаний и потребностей. Ренессансная личность нуждалась в новой системе социальных институтов, ограничивающих своеволие и эгоизм человеческой природы.

2.Особое отношение к античности. Новое мироощущение и новые жизненные устремления человека нуждались в мировоззренческой опоре, которой стало наследие античного культуры. Изучению античного наследия гуманисты отводили главное место в своей программе образования как основе для формирования разносторонней индивидуальности, способной раскрыть свои качества в повседневной деятельности и гражданской жизни. Обращение к античности не сводилось лишь к ее изучению и подражанию, а представляло собой творческую переработку классической древности. Античность усваивалась не полностью и слепо, а с позиции поиска теоретического фундамента осмысления и углубления индивидуалистических устремлений человека. В отличие от средневекового символизма и абстрактных построений схоластов возрождался античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык классических видов искусства и практическое мировосприятие.

Так, особой интеллектуальной разработке подвергся античный неоплатонизм с его идеями эманации (исхождения) божественного смысла, наполненности мира божественным смыслом, Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, – одна из мировоззренческих задач эпохи Возрождения. В то же время тенденция переосмысления античности сочеталась с модификацией христианской традиции, которая выражалась в очищении от догматического содержания и средневекового влияния античной традиции. Опираясь на идеи античного неоплатонизма, утверждающего материальный мир, и средневекового неоплатонизма с культом универсальной и самостоятельной личности, возрожденческий неоплатонизм проводит идею приравненности человека к Богу.

Противоречивость ренессансной культуры выражалась в столкновении античных и христианских начал – радостного самоутверждения человека и постижения человеком трагичности своего существования. Проникнутые идеей греховности мира и жаждой искупления, деятели Возрождения ощущали в себе силы не только возвысить, но и преобразовать человеческий мир. В этом случае опора на античные достижения, ориентированные на земное бытие, и религиозная устремленность к сверхъестественной реальности, не совпадают.

3. Художественный и элитарный характер. Познание человеком мира, одухотворенного Богом, опирается на собственные чувства человека, прежде всего, глаза. Отсюда небывалый расцвет живописи, архитектуры, скульптуры, пристальный интерес к визуальному восприятию, законам изображения, пространственным искусствам, позволяющим более точно и верно увидеть и выразить божественную красоту, разлитую в мире. Открытая итальянскими художниками линейная перспектива вводит человека в реальный мир, а не отгораживает от него, как это было в средневековой иконописи (обратная перспектива). В этом отношении именно художники вносят главный вклад в познание мира.

При анализе культуры Возрождения следует помнить, что гуманистическая образованность стала достоянием лишь небольшого высшего слоя общества (гуманистической интеллигенции), приобрела элитарный характер. Идеи новой культуры, обращение к античности были чужды массе народа, их влияние на широкие слои общества сказалось значительно позднее – в эпоху Просвещения. Гуманистическая культура, стремящаяся преобразовать общество путем обращения к отдельной личности, не могла сильно воздействовать на массовое сознание, ибо духовную жизнь большинства людей этого времени определяла, в первую очередь, религия, а не философия, наука или искусство.

В этом плане гораздо более действенное влияние на общественное сознание оказала Реформация – религиозное направление перехода от средних веков к Новому времени. Реформация – это общественное движение XV–XVI вв. в Западной Европе за преобразование католической церкви, приведшее к возникновению протестантизма. Идеологи Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин и др.) выступили с радикальной критикой католической церкви, которая превратила отношения человека с Богом в торгашеские (индульгенции, богоугодные дела). Они обосновали идеи спасения только личной верой, божественного предопределения судьбы мира и человека, всеобщего равенства людей перед Богом, разделения духовной (отношение людей к Богу, регулируется требованиями Библии) и мирской сфер (государственная и гражданская жизнь, на основе общественной целесообразности и правовых норм), достоинства земной деятельности как места реализации религиозной веры. Реформация была реакцией не только на кризис папства, но и на идеологические установки Возрождения. Деятели Реформации отвергали гуманистическое возвеличивание и самообожествление человека, утверждая его греховность и ничтожество, полную зависимость от божественного милосердия и провидения.

Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные ориентиры, новое отношение к миру. Человек обрел независимость мышления, освободился от авторитарного контроля церкви и утвердился в религиозном убеждении, что только собственный разум, совесть, нравственное чувство могут определять, как ему следует действовать и жить. Реформация способствовала формированию человека буржуазного общества – автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих поступках и суждениях. Тем самым Реформация сыграла ключевую роль в становлении западной цивилизации с ее эффективной рыночной экономикой, гражданским обществом, правовым государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: