Билет № 18. Социальная идентичность личности

Социальная идентичность личности - есть результат самоидентификации человека в различными соц.категориями или группами, начиная с больших соц.группи закончив малыми (контакт)группами (референт или группами членства). Социальная идентичность личности позволяет человеку делить мир на «мы» и «они», на «похожих» и «непохожих». Понятно, что человек одновременно может быть членом многих групп («множественная идентичность»), и линия его поведения в каждой конкретной ситуации будет обусловлена тем, какая группа в данном контексте для него является наиболее значимой. Человеку всегда свойственно сохранять позитивный образ своей группы, и если он почему-либо разрушается, исходом может быть уход из группы, переход в другую группу.

Позитивный или негативный образ своей группы формируется в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же этого зависят от типа общества, поскольку в нем по-разному оцениваются разные социальные группы, в частности, по половому, национальному или религиозному признаку. Сама возможность перехода из одной группы в другую также обусловлена характером общественных отношений: в тоталитарных обществах человек в большей мере привязан к группе, в демократических существует больше возможностей для индивидуальной мобильности. Поэтому социальная идентичность личности есть один из механизмов, связывающих личность и общество.

Исследования последних лет выявили и еще один аспект социальной идентичности, а именно ее временные аспекты (М. Синирелла). Речь идет о том, что потребность в позитивном образе своей группы заставляет человека анализировать не только свою принадлежность к определенной группе сегодня, но и оценивать предшествующие группы, к которым он принадлежал. Что еще более важно — планировать свою будущую, так называемую возможную идентичность, т.е. определение группы (или групп), в которой я вижу себя в своей дальнейшей жизни. Э. Эриксон разработал концепцию психосоциальной идентичности, которая близка к современному пониманию феномена социальной идентичности. С точки зрения Эриксона (1976), только часть идентичности осознаваема, часть находится в области в предсознания, а по большей части она расположена в бессознательном, может даже подвергаться вытеснению. Психосоциальная идентичность - продукт взаимодействия между обществом и личностью. В качестве опосредующего инструмента идентификации выступает «идеология» - систематизированная совокупность идей и идеалов. В своей работе «Понятие идентичности в межрасовом взаимодействии» Эриксон формулирует концепцию отрицательной идентичности, основными компонентами которой являются следующие положения:

1. Психологическая идентичность каждого человека содержат иерархически организованные позитивные и негативные элементы. В детстве человек сталкивается не только с идеалами, но и с прототипами зла. Таким образом личность получает представление о том, кем она не должна стать. Позитивная идентичность находится в состоянии вечного конфликта с идентичностью негативной.

2. У человека, принадлежащего к подавляемому меньшинству, происходит смешение собственной негативной идентичности с отрицательными образами этого меньшинства, сложившимися у доминирующей группы, в результате чего развивается чувство неполноценности и ненависти к себе.

3. Доминирующая группа отчасти заинтересована в сохранении такой негативной идентичности меньшинства, поскольку она служит защитой от осознавания большинством своей собственной негативной идентичности. Эта защита позволяет большинству чувствовать свое превосходство и целостность.

Благодаря работам Э. Эриксона, исследования идентичности заняли одно из центральных мест в современных социальных науках. Им в определенной мере разграничиваются понятия «идентичность» и «идентификация». Эриксон выделяет в личности два уровня — персональный и социальный и считает социальную идентичность продуктом взаимодействия личности и общества. Поэтому идентичность рассматривается им в двух аспектах:1) эго-идентичность и 2) собственно социальная идентичность, где есть групповая и психосоциальная составляющие. Процесс формирования социальной идентичности можно представить как состоящий, по крайней мере, из трех этапов.

На первом этапе индивид самоопределяется как член некоторой социальной группы (групп); на втором — включает в свою Я-концепцию общие характеристики своих групп, усваивает характерные для них нормы и стереотипы поведения; на третьем — усвоенные нормы и стереотипы социальной группы становятся уже внутренними регуляторами личности.

В трактовке Эриксона, наибольшее значение для формирования социальной идентичности имеет период отрочества, когда относительно завершается формирование личности, но процесс становления идентичности не может быть завершен окончательно никогда. В связи с этим есть некоторая неизбежность периодического возникновения кризисов идентичности на протяжении всей жизни человека. Если идентичность формируется в процессе социальной интеракции, то в случае, когда интеракция осуществляется неадекватно, она порождает отчужденность. Как следствие — возникает кризис идентичности.

Трактовка кризисов идентичности Т. Парсонсом осуществляется через проблему идентификации индивидом себя с различными социальными ролями. По его мнению, большое значение приобретает практическая неизбежность внешнего и внутреннего оценивания ролей (даже гендерных или возрастных!) и качества их исполнения. Давлением подобных оценок и может быть спровоцирован кризис идентичности, особенно с достижительными ориентациями.

Тэшфелу принадлежит определение социальной идентичности: «Это та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству». Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологически группу посредством категоризации себя с другими. В структуре социальной идентичности выделено три компонента: когнитивный (знание о моей принадлежности к группе), ценностный (позитивная или негативная оценка группы), эмоциональный (принятие либо отвержение «своей» группы).

Процесс становления социальной идентичности (три когнитивных процесса):

- индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории

- человек включает в образ «Я» общие характеристики собственных групп членства, усваивает нормы и стереотипы им свойственные

- процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними факторами его социального поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: