Эпигенетическая теория Эрика Эрискона – «жизненный путь личности»
По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эгоидентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу — на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувства устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
| Стадия | Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
| Стадия 1 (от рождения до 1 года) | Младенчество (орально-сенсорная стадия) | Могу ли я доверять миру? | Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность. | Доверие – недоверие |
| Стадия 2 (от 2-3 лет) | Ранний возраст (мышечно-анальная стадия) | Могу ли я управлять собственным поведением? | Разумная дозволенность, поддержка. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия. | Автономия – сомнение |
| Стадия 3 (от 4-5 лет) | Возраст игры (лакомоторно-генитальная стадия) | Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? | Поощрение активности, наличие возможностей. Отсутствие возможностей, неодобрение активностей. | Инициатива – вина |
| Стадия 4 (от 6-11 лет) | Школьный возраст (латентная стадия) | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? | Систематическое воспитание и обучение, наличие хороших примеров для подражания. Плохое обучение, отсутствие руководства и поддержки. | Трудолюбие – чувство полноценности |
| Стадия 5 (от 12-18 лет) | Отрочество и юность | Кто я? Каковы мои взгляды и убеждения и позиции? | Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания. | Идентичность – смещение ролей |
| Стадия 6 (ранняя взрослость) | Молодость | Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? | Душевная теплота, понимание, доверие. Одиночество, остракизм (изгнание, ссылка) | Близость – изоляция |
| Стадия 7 (взрослость) | Взрослость | Что я могу предложить будущим поколениям? | Целеустремленность, продуктивность. Обеднение личной жизни, регрессия. | Генеративность – стагнация |
| Стадия 8 (зрелость) | Поздняя зрелость | Доволен ли я прожитой жизнью? | Чувство завершенности жизненного пути, осуществление планов и целей, полноты и целостности. Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. | Целостность эго - отчаяние |






