Типові елементи (ланки) САК. Передаточні функції і часові характеристики.

2
Побудова вантажної діаграми електроприводу при підйомі та спуску вантажу.
Что бы определить возможные перегрузки двигателя во времени нужно знать, как изменяется момент, и мощность двигателя в течение рабочего цикла, то есть иметь нагрузочную диаграмму электропривода.
Нагрузочными диаграммами называют графические зависимости момента и мощности электропривода (иногда и тока двигателя) от времени.
Рассмотрим построение нагрузочной диаграммы электропривода подъемника (Рис 17.4)

Рис 5.1 Нагрузочная диаграмма электропривода подъемника
Кинематическая схема подъемника обеспечивает уравновешивание противовесом Пр момента оси каната и кабины «К» без груза. Двигатель ДВ через редуктор Ред вращает шкив Ш со скоростью 
На Рис. 5.1а приведена диаграмма зависимости скорости ω (t) привода от времени, которая задана производительностью и механическим оборудованием подъемника для одного цикла подъма.
Где:
– время ускорения (от включения лебедки до набора постоянной скорости);
– время подъема с постоянной скоростью;
– время замедления перед остановкой;
– время паузы перед опусканием груза;
– время опускания груза.
При опускании груза суммарный статический момент –
совпадает с направлением движения при спуске и на диаграмме меняется его знак.
На Рис. 5.1б диаграмма
показывает зависимость от времени суммарного статического момента
. Приведенный мрмент состоит из суммы двух моментов
и
:
Первый момент
создаётся грузом
, совершающим поступательное движение вверх со скоростью
;
второй момент
создаётся трением в редукторе.
+ 
При подъеме и опускании груза статический момент
обычно не одинаковый.
– статический момент создаваемый грузом, это активный момент, всегда действует в одну сторону и направлен вниз.
– статический момент создаваемый редуктором.
В рассматриваемой кинематической схеме присутствует вращательное движение с двумя угловыми скоростями:
– скорость вала двигателя
– скорость вала редуктора
Мощность для вращательного движения:
P= 
Мощность поступательного движения – N, передаваемая от двигателя к грузу, поступательно движущемуся со скоростью –
.
N = 
Момент:
=
R, R – радиус барабана лебёдки.
– сила тяжести (вес груза).
На основе закона сохранения мощности движения при переходе от вращательного к поступательному приведём статические моменты
и
к скорости вала двигателя
.
Приведем статические моменты сопротивления механизмов
и
к валу двигателя на основе закона сохранения мощности.
1. Мощность вала двигателя, вращающегося со скоростью
,переходит в поступательное движение груза –
со скоростью –
при к.п.д. передачи поступательного движения
. При поступательном движении груза создается
, приведенный к валу двигателя

= 
2. Приведём статический момент сопротивления
, создаваемый выходным валом редуктора, вращающимся со скоростью
к скорости вала двигателя 
.
Где:
– полезная мощность, которую получает от двигателя выходной вал редуктора;
– мощность, которая поступает в редуктор от вала двигателя, вращающегося со скоростью
;
– коэффициент полезного действия редуктора (к.п.д.).
=
= 
Из выражения () получили ()
– момент сопротивления, создаваемый выходным валом редуктора, но приведенный к скорости вала двигателя.
В) Далее строим график динамического момента

при ускорении и замедлении подьёмника.
1. Время
В начале подъма происходит ускорение от начальных скоростей поступотельного
и врашательного движения
до постоянной установившейся скорости
под действием динамического момента
, где
ускорение поступательного движения груза.
2. Время
. Затем происходит подъем с равномерной скоростью
: при
Затем замедление перед остановкой – отрицательное ускорение – dυ/dt.
3. Время
– время замедления перед остановкой – отрицательное ускорение – dυ/dt.
4. Время
= 0.
5. Время
- ускорение при спуске груза + 
Где
– приведенный к валу двигателя суммарный момента инерции движущихся масс.

Введем обозначения:
– момент инерции двигателя
– момент инерции редуктора шкива лебедки
– момент инерции груза.
Значение
- берут из Каталога для двигателя ориентировочной мощности (Р
≈1.2G
)и скорости ротора 
Привидения моментов инерции
- вращающихся редуктора и шкива лебедки и
поступательно движущихся масс производится на основе закона сохранения кинетической энергии:
17.5’
из 17,5’ найдем


из g - ускорение (9,8 м/с) найдём 
Подставим значения
и
в уравнение для
и получим

где: G - сила тяжести, вес груза
, g= 9,8 м/с
В расчетах электроприводов часто используют не момент инерции
массы m с радиусом
, а маховый момент:

, вес 
где D приведенный диаметр инерции [метр]
Время
- нет ускорения,
;
- идет замедление
,
- отрицательный;
- пауза
;
- ускорение
;
Алгебраическая сумма статического и динамического моментов времени даёт момент
, который должен развивать двигатель. Из графика
видно каким должен быть пусковой и максимальный (перегрузочный) моменты. В нашем случае пусковой момент является максимальным.
Диаграмма мощностей двигателя
получена перемножением момента двигателя на его скорость:

На этом примере приведено построение нагрузочных диаграмм электродвигателя, момент и мощность которого изменяются в процессе цикла подъёма груза. Нагрузочные диаграммы электроприводов имеют разнообразный вид. По ним определяют номинальную мощность выбираемого двигателя для электропривода и сравнивают его пусковой и максимальный моменты с (заданными) или рассчитанными по диаграмме
3
Вимоги морських нормативних документів до конструкції суднового електрообладнання. Класифікація електрообладнання в залежності від кліматичних районів плавання і ступеня захисту.






