Жанр дружеского послания в лирике П.А. Вяземского, проблематика и поэтика

Петр Андреевич Вяземский родился в 1792 году в Москве, в знатной княжеской семье. Он получил основательное образование — учился в пансионах и брал частные уроки у профессоров Московского университета. В 1807 году Вяземский остался сиротой на попечении Н. М. Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского). Сделавшись обладателем крупного состояния, Вяземский начал вести рассеянную светскую жизнь. Но в то же время родственная и дружеская близость с Карамзиным обусловила литературные интересы и связи Вяземского. Он выступает как активный карамзинист, соратник Жуковского, Батюшкова, Дениса Давыдова, В. Л. Пушкина и других будущих «арзамасцев».

В раннем творчестве Вяземского представлены элегии, послания, песни, эпиграммы, альбомные стихи и проч. При этом подлинное призвание Вяземского — не в элегической лирике, в которой Жуковский и Батюшков утверждали новое понимание душевной жизни. Вяземский — присяжный сатирик «Арзамаса», бессменностоящий в первом его боевом ряду, всегда готовый пустить эпиграммой в Шишкова, Хвостова, Кутузова, Карабанова, Шаховского и прочих столпов «Беседы».

Наряду с этим Вяземский, уже в начале своего литературного поприща, выступает как мастер излюбленного арзамасского жанра — дружеских посланий.

В конце XVIII — начале XIX века передовое русское дворянство создавало литературу, свободную от всякой официальности и парадности. Оно стремилось выразить в этой литературе свои идеи, переживания, вкусы, свой быт. Самое интимное, «домашнее» выражение жизни осуществлялось в так называемых дружеских посланиях, с их культом независимости, изящного «безделья», с их враждой ко всему официальному и казенному. Образцы дружеских посланий в русской литературе дали Карамзин и Дмитриев, за ними пошли Жуковский, Батюшков, Вяземский, молодой Пушкин.

В 1810—1820-х годах Вяземский создает ряд посланий к Жуковскому, Батюшкову, Блудову, Денису Давыдову, Ал. Тургеневу. В посланиях поэтические условности, мифологические атрибуты и проч. своеобразно сочетаются с некоторыми элементами конкретной, эмпирической обстановки. Элегическая лирика карамзинистов замыкалась в кругу специально поэтического языка; в дружеском же послании поэт не считает нужным сохранять гармоническую однородность слога. В его речь проникают обиходные слова и шуточные, домашние словечки:

Иль, отложив балясы стихотворства
(Ты за себя сам ритор и посол),
Ступай, пирог, к Тургеневу на стол,
Достойный дар и дружбы и обжорства!

(«Послание к Тургеневу с пирогом»)

Шуточный тон дружеских посланий открывал дорогу бытовому, конкретному слову, расширяя возможность лирической поэзии. При этом чрезвычайно важно, что, несмотря на бытовой и шуточный элемент, дружеские послания вовсе не попадали в разряд «комических жанров». Лиризм, раздумье, грусть находили в них доступ.

Отличительной чертой дружеских посланий Вяземского является употребление специальной лексики, принятой в круге арзамасцев, например «невинная лень» (стихотворение «К друзьям») или «сон моей глубокой лени» («Прощание с халатом»). Как мы знаем, «лень» - синоним к слову вдохновение, принятый у арзамасцев. Зовясь в обществе «Арзамас» Асмодеем за остроту и умение высмеять оппонента, Вяземский ставит блестящие опыты во всякого рода литературных играх со словом, где каламбур рождает каламбур, шутка — шутку, нагромождая целые горы словесного юмора. Так, ливрея в «прощании с халатом» - символ угнетения человека, орудие, которое подстраивает личность под общество, халат же – своеобразный старый друг, с которым вместе был пройден большой путь, который открывает двери в «покинутые Пенаты»:

Прости, халат! товарищ неги праздной,
Досугов друг, свидетель тайных дум!

Воспевая с первого взгляда казалось бы обычную вещь, Вяземский описывает халат самыми возвышенными эпитетами, метафорами и прочими тропами. Однако в дружеских посланиях рядом с высокой лексикой присутствуют и вполне себе обычные слова («Ступай, пирог, к брегам полночи льдистой!» «Послание к Тургеневу с пирогом»). Это придает стихам ту легкость восприятия и задушевность, которую мы не можем найти в прочих стихотворных жанрах, а тем более в оде. Обращаясь к друзьям, поэт может высказать все, что его занимает, передать свои мысли, зная, что его поймут, он может не стесняться в словах и выражениях, зная, что он будет правильно понят. В дружеском послании поэт может и пошутить и над слабостями друга («И, своего исполненный предмета, Похитил лавр обжоры и поэта» «Послание к Тургеневу с пирогом»), и над собой:

И ты, халат! товарищ лучший мой,
Прости! тебя неверный друг покинет.
Теснясь в рядах прислуженцев властей,
Иду тропой заманчивых сетей.

(«Прощание с халатом»)

В дружеских посланиях Вяземского можно найти и гражданские мотивы, так поэт протестует против крепостного права:

Пусть белых негров прекратится

Продажа на святой Руси.

(«Василий Львович милый! Здравствуй!»)

Эти строчки появляются между пожеланием всяческий прибыли в хозяйстве и общим пожеланием здравствовать и жить счастливо, но видно, что данная проблема давно волнует поэта и адресата, иначе первый бы не стал писать сии строчки.

Таким образом, в дружеские послания Вяземского, также как и послания других арзамасцев, являются отражением, книгой того времени, мы можем увидеть в них те настроения, которые волновали прогрессивное общество, те мысли, которые занимали светлые умы девятнадцатого столетия. Вяземский незаслуженно менее известен, чем Пушкин, его стихотворения несут в себе глубокие мысли, которые подвигают нас к размышлениям о смысле нашей жизни, о вечном, о справедливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: