Жанр дружеского послания в лирике Вяземского, проблематика и поэтика

Исключительно важную роль в жанровой системе Батюшкова играло дружеское послание. Батюшков обогатил этот жанр и наполнил его новым содержанием. В раннем творчестве Батюшкова послание было связано с традицией классицизма и имело сатирический характер. У зрелого Батюшкова послание стало обращенным к друзьям непринужденным рассказом о частной жизни поэта. Это своего рода письмо в стихах, адресованное к сочувствующей поэту, осведомленной о его настроениях и делах аудитории. Характерно, что в некоторых посланиях Батюшкова даны чисто практические концовки. Так, в финале "Послания к А. И. Тургеневу" Батюшков приглашает друга поехать на мызу Олениных Приютино, чтобы забыть "шум и суеты столицы". Самый тон дружеского послания Батюшкова носит бытовой характер: он должен создать впечатление полной непринужденности.

Послания Батюшкова, в свою очередь, иллюстрируют равнодушие поэта к жанровой системе классицизма, подготовившее ее полную отмену в творчестве романтиков.

Послание К. Н. Батюшкова «Мои пенаты» (1811–1812) является поворотным моментом в развитии жанра дружеского послания. Его особое положение в ряду дружеских посланий начала XIX века отмечают многие исследователи. В «Истории русской поэзии» говорится

даже, что именно этим стихотворением в русскую поэзию вводится новый

жанр. Батюшков создает новый канон дружеского послания, который стал эталоном для многих поэтов того времени. Не найдя в современном ему обществе гармонии, поэт силой своей поэтической фантазии создает идеальный, гармоничный мир, где царствует веселье, здоровье, бодрость, где цветет юность, услаждая себя песнями, любовью и дружбой. Батюшков воспринимает своего героя вне исторических и социальных связей, как естественного человека и помещает его в «полный света и гармонии праздничный мир условной древности, какой-то далекой эпохи язычества, где люди жили, еще не будучи скованными ни общественными, ни моральными путами, жили свободно и полно, повинуясь лишь своим страстям». Поэт погружает читателя в домашнюю обстановку и тем самым вводит в лирический обиход пространственную «модель» домашнего круга.

Малый мир «Моих пенатов» условен, он стремится к устойчивости в изображении действительности, к статичности. Все в этом мире уже окончательно сложилось и не может измениться. Но, с другой стороны, он не может и развиваться. Этот мир очень похож на мир идиллии, который «знает только гармонию, только порядок, только стабильность (статику) и только необходимость. И это мир, который, соответственно, не знает дисгармонии, беспорядка (хаоса), изменчивости (динамики) и случайности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: