double arrow

Краткая характеристика Посланий 2 и 3 Ин

Можно думать, что три Иоанновские послания (как и Четвертое Евангелие) были написаны одновременно. 1Ин. вовсе не имеет эпистолярного характера. Малые Иоанновские послания обычно относят к письмам, а не к посланиям.

Три послания ап. Иоанна представляют собою иерархическую лествицу. Учение 1Ин. прилагается во 2Ин. к нуждам одной из окормляемых Апостолом Церквей, а 3Ин. обращено к предстоятелю этой Церкви. Они могут быть понимаемы, как приложение к частным случаям жизни учения большого послания (1Ин.), которое, в свою очередь, и по форме и по содержанию теснейшим образом связано с Евангелием. Оба послания посвящены увещанию хранить чистоту христанского вероучения и предупреждению опасности псевдогнозиса.

Составитель малых посланий называет себя «старцем». Косвенным подтверждением этого указания является и молва, приводимая в Ин. 21:23, «что ученик тот не умрет». К какому бы времени ни восходила эта молва, она могла вызвать к себе доверие только тогда, когда этот ученик вышел за пределы обычного человеческого долголетия. Мы вправе думать, что и Евангелие и послания были составлены Иоанном в глубокой старости. Их написание естественно относить к последним годам его служения в Ефесе, после его возвращения из ссылки. При таком понимании, Четвертое Евангелие и три Иоанновских послания являются последними по времени Новозаветными писаниями. В переводе на наше летосчисление, дата около 100 года представляется наиболее вероятною. Если «избранная госпожа» 2Ин.1 есть одна из Асийских Церквей, а в «возлюбленном Гаии», которому посвящено третье послание (ст.1), мы вправе видеть ее предстоятеля, то и учение второго послания есть приложение к частичным случаям жизни общего учения большого послания. При таком понимании, 1Ин. было написано для более широкого круга церквей, в число которых входила и та Церковь, к которой Иоанн обращается во втором послании. Этот большой круг естественно отожествлять с Асийской Церковной областью, центром которой был Ефес.

До 4-го века оба послания считались либо не истинными, либо спорными, поэтому отрицалась их каноничность.

Ïîäëèííîñòü ïîñëàíèÿ. Âòîðîå ñîáîðíîå ïîñëàíèå Èîàííà îñïàðèâàëîñü âïðåäü äî 4-ãî âåêà. Íà îñíîâàíèè ïðèâîäèìûõ Åâñåâèåì è Èåðîíèìîì ìíåíèé, êðèòèêè ïðèïèñûâàëè åãî íåêîåìó åôåññêîìó ïðåñâèòåðó Èîàííó, î êîòîðîì óïîìèíàåò Ïàïèé êàê î ñâîåì ó÷èòåëå, è ìîãèëó êîòîðîãî âèäåë Èåðîíèì. Ïðè÷èíîþ ñîìíåíèÿ äðåâíèõ ñëóæèëà êðàòêîñòü è ìàëîèçâåñòíîñòü ïîñëàíèÿ (çàâèñèâøàÿ îò ÷àñòíîãî íàçíà÷åíèÿ åãî äëÿ îäíîãî ëèöà), à òàêæå îòñóòñòâèå èìåíè àïîñòîëà è íàäïèñè ïîñëàíèÿ. Àïîñòîë íàçûâàåò ñåáÿ òîëüêî ñòàðöåì (ïðåñâèòåðîì), ÷òî äàëî ïîâîä ïðèïèñûâàòü ýòî ïîñëàíèå äðóãîìó ëèöó. Имеет очень частное значение.

Íî ðÿäîì ñ ñîìíåíèÿìè äðåâíèõ ìû èìååì è ñâèäåòåëüñòâà î ïðèíàäëåæíîñòè ýòîãî ïîñëàíèÿ Èîàííó, è î âåðîâàíèè äðåâíåé Öåðêâè â åãî ïîäëèííîñòè: 1) êàòàëîã Ìóðàòîðèÿ ãîâîðèò î íåñêîëüêèõ ïîñëàíèÿõ àïîñòîëà Èîàííà; 2) Èðèíåé öèòèðóåò èç ýòîãî ïîñëàíèÿ òðè ñòèõà (7,8,11); 3) Àâðåëèé Àôðèêàí â äåÿíèÿõ Êàðôàãåíñêîãî Ñîáîðà (256ã) ññûëàåòñÿ íà ýòî ïîñëàíèå; 4) Êëèìåíò, Äèîíèñèé, Îðèãåí, à òàêæå ñàì Åâñåâèé ñ÷èòàþò ýòî ïîñëàíèå ïîäëèííûì; 5) õîòÿ â Ïåøèòî íåò åãî, íî Åôðåì Ñèðèí öèòèðóåò åãî êàê ïîñëàíèå; 6) íàêîíåö ñàì äóõ ïîñëàíèÿ óñòðàíÿåò âñÿêèå ñîìíåíèÿ. Òðåòüå ïîñëàíèå Èîàííà, ïîäîáíî âòîðîìó, áûëî ïðèçíàíî ïîäëèííûì òîëüêî â ïîçäíåéøåå âðåìÿ. Êðîìå êðàòêîñòè ïîñëàíèÿ è íàçíà÷åíèÿ ÷àñòíîìó ëèöó, ãëàâíûì ïîâîäîì ê ñîìíåíèþ â åãî ïîäëèííîñòè ñëóæèëî òî, ÷òî àïîñòîë óïîìèíàåò î íåêîåì Äèîòðåôå, êîòîðûé íå ïðèíÿë Èîàííà. À ýòîãî, ãîâîðÿò, íå ìîãëî ñëó÷èòüñÿ ñ Èîàííîì Áîãîñëîâîì. Íî åñëè ïðèíÿòü âî âíèìàíèå òî, ÷òî Äèîòðåô áûë ó÷åíèêîì êàêîãî-íèáóäü äðóãîãî ÷åëîâåêà, à íå Èîàííà, òî ïîíÿòíî, ïî÷åìó îí ìîã ÿâèòüñÿ ïðîòèâíèêîì, à íå òîëüêî ó÷åíèêîì Èîàííà.

Адресаты. 2Ин. написано к «избранной госпоже», в которой естественно видеть не лицо, а коллектив. По общему толкованию – это одна из ассийских Церквей. 3Ин. обращено к Гаию (вряд ли его возможно идентифицировать,как одного из 3-х упоминаемых в НЗ Гаиев, это было весьма распространенное имя), предстоятелю одной из ассийских Церквей. (В ап Постановлениях он называется епископом Пергамским, хотя может это и не он).

Истина, как основание любви, заставляет думать, в Иоанновском богословии, о действовании Св. Духа. Апостол начинает с заповеди любви и переходит к предостережению против обольстителей и антихристов. Речь идет о странствующих миссионерах, которые могли быть и распространителями лжеучения. Как и в I Ин., признак, по которому определяется антихрист, есть отрицание Боговоплощения. 2Ин. показывает, что в той местной Церкви, к которой обращался Апостол, были налицо опасности, вызвавшие составление Первого Послания.

2Ин. есть приложение наставлений I Ин. к потребностям одной из Асийских Церквей, которые он окормлял своим апостольским служением. По содержанию второе послание можно назвать кратким рефератом первого послания. В нем затронуты все те же темы, которые мы видим в первом послании. Это учение о любви, предостережение от опасности антихристов, лжеучителей, призыва к хранению святости. И призыв к хранению истинного учения, к неучастию в злых делах. В 3Ин. как и в 2Ин., Апостол думает о странствующих миссионерах, но уже не о еретиках, а о служителях Божиих. Из сопоставления стт. 5-8 со стт. 9-11 можно сделать вывод, что они были посланы Иоанном. Иоанн вменяет Гаию в особую заслугу ту любовь, которую он к ним проявляет. Он оценивает ее, как служение (буквально – содействие) истине (Св. Духу? ст. 8). Но Иоанну препятствует Диотреф. Он не признает авторитета Иоанна и чинит препятствия странствующим миссионерам. Иоанн предостерегает против него Гаия (стт. 9-11). В ст. 9 он ссылается на письмо, отправленное им Церкви. Эту ссылку естественно понимать, как ссылку на 2 Ин. Из контекста вытекает, что Диотреф не хотел считаться и с этим посланием. В Димитрии, которого Апостол рекомендует Гаию (ст. 12), позволительно видеть тоже странствующего миссионера и подателя послания. Заключение 3Ин. в стт. 13-15 параллельно заключению 2Ин., с тем только различием, что Церковь не упоминается, а привет посылается от друзей и друзьям.

План Послания Евр., время и место написания, адресаты Послания, основные темы, особенности языка.

Тематический план Евр.:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: